Елена Сергеева
Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование полноценных физических движений является
первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста с ОНР. В основе гармоничных и уверенных движений лежит правильное ориентирование в пространстве. Цель данной работы - проследить влияние сформированности пространственных представлений на формирование физической культуры дошкольников. Задачи работы: исследовать влияние конкретно взятых упражнений по развитию пространственной ориентировки на формирование двигательных навыков, командных, коллективных способностей; влияние понимания значений предлогов на выполнение спортивных команд и инструкций. Значимость и ценность данной проблемы состоит в том, что количество детей с ОНР с каждым годом неуклонно возрастает, а в структуре дефекта данного нарушения лежит моторная неловкость, недостаточная сила и точность, дискоординированность общих движений,одной из причин которых является недостаточный уровень освоения пространственных представлений. Проблема совершенствования и укрепления физического здоровья посредством развития пространственных ориентировок наиболее актуальна для дошкольников с ОНР, потому что самостоятельно эти дети не способны преодолеть имеющиеся трудности. Данному вопросу до недавнего времени уделялось не столь пристальное внимание. Основной причиной аномального развития при ОНР является низкий уровень усвоения пространственных понятий. Обязательным направлением коррекционной работы является формирование пространственно-аналитической деятельности. На современном этапе данный вопрос рассматривается многими исследователями аномального развития. И. Н. Моргачёва в своей книге «Ребёнок в пространстве» подчёркивает, что «пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их формирование - одно из важнейших условий полноценного физического развития». Исследования И. Н. Моргачёвой показали, что если пространственные представления сформированы недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его физического развития. При выполнении физических упражнений ребёнку трудно будет сориентироваться в различении левых и правых сторон пространства, выполнить задания по инструкции, в составе которой содержатся слова с пространственным значением, у него нарушается стремление к спортивно-командным играм. Полноценная ориентировка в пространстве закладывает прочную основу для физического совершенствования детей дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи).
Публикация «Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Педагог- исследователь И. Н. Моргачёва в своей книге «Ребёнок в пространстве» отмечает, что формирование пространственных представлений происходит при создании определё нных условий:
Накопление чувственного опыта на основе включения различных анализаторов; приобретение словесных знаний; умение пользоваться пространственными представлениями при решении задач в процессе выполнения физических упражнений. В результате анализа источников литературы по данной проблеме было выделено несколько ведущих направлений:
Обучение ориентировке в схеме собственного тела; обучение ориентировке в окружающем пространстве; обучение восприятию пространственных отношений между предметами; обучение ориентировке на плоскости. Анализ источников литературы (И. Н. Моргачёва, О. С. Яцель, А. Н. Корнев) показал, что исходным в развитии пространственной ориентировки является осознание схемы своего тела. «Ребёнок – существо соматическое»,- говорил один из основоположников детской психиатрии В. В. Ковалёв. Наиболее яркой особенностью детей с ОНР является неспособность овладеть понятиями «слева – справа». А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства «весьма отвлечё нные понятия : «лево-право» имеют наименьшее чувственное подкреиление. Работа начинается с дифференциации направлений: «верх – низ», «спереди-сзади». Они имеют конкретное чувственное подкрепление: «верх-голова», «низ» - ноги. Это значительно влияет на выполнение упражнений с мячом, с гимнастической палкой. Дети по команде педагога поднимают мяч вверх, затем опускают вниз. Приёмы работы по формированию понятий : «спереди» - «сзади» способствуют развитию навыков построения в колонну и определению: «Кто впереди, а кто сзади?» Следующим важным моментом является маркировка левой руки ребёнка. На левое запястье ребёнка привязывается красная лента. Дети с ОНР быстро запоминают, что «слева» - это там, где красная лента». Постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, от внешней опоры избавляются. Этот приём способствует различению правых и левых частей тела, а,в частности, выполнению инструкций: «Возьми флажок (или другой предмет) правой рукой или левой рукой», а также выполнению перекрёстных физических упражнений : «Дотянись левой рукой до правого носка, дотянись правой рукой до левого носка».
После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводят упражнения на определение направлений в пространстве. Этому способствуют игры «Найди спрятанную игрушку», «Горячо или холодно». На этом этапе рекомендуется вытянуть правую руку в сторону и назвать предметы справа, вытянуть левую руку в сторону и назвать предметы слева. На основе этих умений дети с ОНР учатся уверенно выполнять физические упражнения, которые значительно укрепляют их здоровье : повороты головы влево-вправо, наклоны туловища влево-вправо. Различение направлений пространства лежит в основе построения в шеренгу.
После того как дети научатся ориентироваться на себе, указывать направления «вперёд», «назад» необходимо перейти к упражнениям в определении расположения предметов по отношению к себе. Используется приё м: расположить предметы слева и справа от себя по инструкции педагога, определить место предметов по отношению к себе, соотнося это с соответствующей рукой. Этот приём работы обучает детей с ОНР, стоя в шеренге, называть товарища справа или слева от себя. Стоя в колонне, называть товарища, стоящего впереди или сзади от себя. Впоследствии дети самостоятельно выстраиваются в шеренгу, в колонну. Без этих навыков невозможно участие в командно – спортивных играх, эстафетах, спортивных соревнованиях, которые играют огромную роль в формировании физически развитой личности ребёнка. Особенно трудным для дошкольников с ОНР является определение правых и левых частей тела у человека, стоящего напротив, потому что в этом случае ребёнку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Наиболее действенным приёмом на данном этапе является определение у себя, а затем у товарища, стоящего напротив, правой руки, левой руки и т. д. Это направление работы способствует пониманию инструкций педагога, проводящего физические упражнения, стоящего напротив. Дети с ОНР учатся более уверенно и полноценно выполнять упражнения спортивной гимнастики по образцу.
Параллельно с работой по различению правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно – падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Значение предлогов и наречий отрабатывается применительно к ситуации, что позволяет упрочнить ориентировочную основу деятельности. Дети с ОНР получают представления «ближе», «дальше» производя действия с предметами. На данном этапе большую пользу приносят игры – соревнования : «Кто дальше бросит мяч?», «Чей мяч покатился дальше?»
Работа над предлогами и наречиями рассматривается как составная часть работы над формированием пространственных представлений, что, в свою очередь, способствует совершенствованию физического здоровья посредством построения полноценных и гармоничных движений. Чтобы облегчить детям с ОНР усвоение значений различных предлогов, вводятся графические схемы. Такая подача материала эффективна при индивидуальных трудностях в обучении.
Учитывая особенности дошкольников с ОНР, необходимо отметить их затруднения в ориентировке на плоскости. Ориентирование на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть центр, верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы. Недостатки пространственной ориентировки на плоскости можно исправить, используя специальные задания. Цель таких упражнений – научить детей с ОНР определять и обозначать словесно пространственное расположение геометрических фигур. Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы, осуществляемой в конкретной плоскости: размещение предметов на вертикальной плоскости, на листе бумаги, по речевой инструкции.
Развитие навыков ориентирования на плоскости также способствует формированию возможностей участия детей старшего дошкольного возраста с ОНР в командно – спортивных играх, которые требуют обозначения локализованных позиций. Важное значение имеет словесное обозначение этих позиций. Слово приобретает функцию регулятора, направляющего процесс выполнения физических упражнений. Участие в командных играх, спортивных соревнованиях и эстафетах позволяет дошкольникам с ОНР развивать коммуникативные качества личности, что способствует укреплению психологической сферы. Именно психологическое здоровье неразрывно связано с физическим : благоприятный психологический фон положительно отражается на физическом состоянии детей, а физическая развитость благотворно влияет на психологическую сферу.
Все приведённые направления коррекционной работы наполнены дидактическим смыслом, несут большую коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно – ориентировочным действиям, что значительно способствует укреплению их физического здоровья.
Список литературы:
1. Яцель О. С. «Учимся употреблять предлоги в речи» - М., 2006 г.
2. Моргачёва И. Н. «Ребёнок в пространстве» - СПб., 2009 г.
3. Николаенко И. Н. «Зрительно – пространственные функции левого и правого полушария мозга» - СПб., 2006 г.
4. Корнев А. Н. «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» - СПб., 2006 г.