Котова Анастасия
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка»
Консультация для воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»
Подготовила : Котова А. П.
г. о. Мытищи
Публикация «Консультация для воспитателей „Духовно-нравственное воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь называли Святой. Тогда еще не существовало такой системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Во времена советской власти именно бабушка, а иногда и родители в семье давали ребенку азы Православия и молились за ребенка. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
В настоящее время наша страна переживает непростой период. Опасность в том, что сегодня происходит разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, согласии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Идет обновление содержания общего социально –гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - -одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Духовно нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха», «8 июля-День семьи» и др. ,а дети не всегда знают их смысла, обычаев, причин.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психологическое развитие.
По опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно нравственные компоненты в содержании образования.
Это подтверждает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно нравственному воспитанию и образованию детей. Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд недочетов, с моей точки зрения :перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.
Воспитание духовной личности возможно при совместных усилий семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Нужно помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Предполагается:
-Познакомить детей с культурой Православия;
-Развивать в детях духовно нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- Способность всестороннему развитию личности.
Цель воспитания :
- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, проступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия души.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи :
- Развивать правовую базу для духовно нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно- кружковой деятельности детского сада.
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единства.
- Ориентировать семью на духовно нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.