Ирина Прыткова
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей с учётом национально-регионального компонента»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию Республики Мордовия становится более значимым, и элементы национально–регионального компонента вносят весомый вклад в этнокультурное и духовное воспитание детей, что является залогом успеха в формировании гуманной, духовно развитой личности. Воспитатель хочет видеть своих воспитанников нравственно-здоровыми, добрыми, милосердными, сострадательными, любящими свое Отечество и готовыми жить и трудиться на его благо. Системные включения национально-регионального и духовно-нравственного компонента в воспитательную работу – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном фундаменте и придать ему высший смысл.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Одной из основных задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому национально-региональный компонент в настоящее время стал очень острой и актуальной темой в воспитании.
О важности патриотического воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому главная задача – способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Республики Мордовия предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача работы. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Наша задача – приобщать детей к искусству как можно раньше. Они должны чувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов.
Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие области требуют активных форм и методов обучения: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, мастер - классы, различные творческие работы сделанные руками детей. Широко используются современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа. У ребенка есть возможность сравнить то, что есть, с тем, что было – Настоящим жить – прошлым дорожить. «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование знаний о родном городе, крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию.
При использовании в работе материала национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании важно придерживаться определё нных принципов:
• систематичность;
• доступность;
• наглядность;
• разнообразность материала;
• связь материала в воспитательной работе;
• взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Непосредственно образовательная деятельность познавательного, художественно-эстетического цикла знакомит дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогает зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа. Система занятий в игротеке включает не
только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками. Приобщая детей к народной культуре и традициям, воспитываем в них любовь и уважение к родителям и родственникам, посёлку, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край. Для этого используется цикл занятий, объединенных общей темой «Путешествие по Мордовии». Вместе с главными героями мы «путешествуем» по карте, знакомим детей с достопримечательностями родного края.
Цикл познавательных занятий предусматривает ознакомление детей с флорой и фауной родного края, его природными богатствами, знакомство детей с историей, достопримечательностями Саранска и родного поселка Ялга. Незабываемое впечатление на детей оказывают проведение таких календарных праздников, как Святки, Пасха, которым предшествует предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дошкольники с огромным желанием качаются на качелях, катают «крашенки», поют песни, водят хороводы, рассказывают пословицы, поговорки. Педагоги ДОУ должны воспитывать у дошкольников чувство прекрасного. А прекрасное – это, прежде всего культурное наследие нашего народа.
Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, изучение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на мероприятиях отрывки из художественной литературы поэтов и писателей Мордовии, содержащие материал о природе и о животных родного края. Литература, как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии дошкольников, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Использование музыкального сопровождения способствует созданию определенной эмоциональной обстановки, практическое завершение данных мероприятий может варьироваться: написание рисунка, создание проекта, разучивание или инсценировка произведения и т. д.
Таким образом, система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, позволяет воспитывать патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, которое способствует формированию навыка и внутренней работы над собой. Человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-нравственного воспитания, с использованием национально-регионального компонента.