Лучший педагог года

Консультация для воспитателей детского сада «Формирование самооценки детей дошкольного возраста»

наталья крамарева
Консультация для воспитателей детского сада «Формирование самооценки детей дошкольного возраста»

Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Формирование самооценки детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

До прихода ребенка в детский сад социальная ситуация его развития, в основном определялась связями «ребенок – взрослый». Включение ребенка в группу сверстников существенно меняет социальную ситуацию его развития. Теперь эти связи «ребенок – взрослый» дополняются отношением «ребенок – сверстник».

Самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки его результатов.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и другое, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции иного», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.

Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

Регулярное наблюдение за детьми и за каждым ребенком в отдельности позволяет вовремя выявить причину деформации детской личности и оказать своевременную педагогическую поддержку. Только взрослый, используя различные методы и приемы, может научить ребенка умению видеть положительные и отрицательные стороны своего поведения, способствовать формированию адекватной самооценки дошкольников.

Наблюдая за взаимодействием педагога и его воспитанника, за их общением, прислушиваясь к нему, надо заметить, сколь значимое место в нем занимает педагогическая оценка. И неслучайно. Установлено: воспитательные воздействия педагога посредством оценки оказывают разностороннее и глубокое воздействие как на развитие личности отдельного ребенка, так и "детского общества", взаимоотношений в нем. Она влияет на успешность протекания процесса социализации воспитанников, усвоение ими правил, принятых в обществе, овладение значимой для них деятельностью, формирование «Я - концепции» ребенка, его самооценки.

Подчеркиваю особую важность таких функций педагогической оценки, как ориентирующей и стимулирующей.

Ориентирующая функция оценки заключается в том, что педагог посредством оценки ориентирует воспитанника в уровне его знаний и результатах его деятельности.

Стимулирующая же предполагает воздействие на аффективноволевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.

В оценочном общении воспитателей, инструкторов физического воспитания, музыкальных руководителей встречаются и воздействия угнетающего характера. В их числе оценки путем угрозы, крика, физических наказаний, насмешки, иронии. Они пронизаны бестактностью, негативным отношением к детям.

Подобного рода оценочные воздействия не только не устраняют недостатки в поведении детей, но и негативно сказываются на становлении личности и деятельности — тормозят развитие самоконтроля, "подтачивают" веру в себя, самоуважение, снижают самооценку, повышают агрессивность. Они ведут, как правило, и к снижению активности ребенка, утрате интереса к оцениваемой таким образом деятельности. Беда, если такие оценки нередки в группе, между педагогом и детьми возникает барьер, а детский сад становится местом, в которое так "не хочется идти".

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Оценивая детей, педагоги порой дают им и предвосхищающую оценку — как положительную, так и отрицательную. Использование подобных положительных предвосхищающих оценок, выражающих надежду на воспитанника, вселяет в него уверенность в свои силы, вызывает желание совершать поступки, действия, одобряемые взрослым, повышает их результативность.

Предвосхищающая же отрицательная оценка, пронизанная пессимизмом в отношении возможностей, положительных качеств ребенка, оказывает противоположное, негативное воздействие на него. Характер педагогической оценки, ее содержание, формы, способы играют существенную роль в эффективности педагогической деятельности. Формированию положительной самооценки педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

Детям дошкольного возраста нужно обязательно давать возможность реализовать свое намерение, даже если оно может немного сбить график ребенка. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у старшего дошкольника.

Важно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Таким образом, формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.

Темы проектов для старшей группы детского сада. Консультация для воспитателей Предлагаю вниманию педагогов детских садов подборку тем краткосрочных проектов в старшей группе детского сада: Бабушки и дедушки – самые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей детского сада «Формирование самооценки детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 июля 2020 в 19:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей детского сада «Формирование самооценки детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем наталья крамарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД