Наталья Ковалёва
Консультация для воспитателей детских садов «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детских садов
Автор: Ершова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Буратино» с. Мужи
Тема: «Артикуляционная гимнастика»
Публикация «Консультация для воспитателей детских садов „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: познакомить воспитателей с методикой проведения артикуляционной гимнастики.
Задачи: рассказать, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка, показать несколько упражнений для формирования артикуляционного аппарата, убедить в необходимости проведения артгимнастики воспитателями во всех возрастных группах.
Материалы:
- раздаточный: зеркала для проведения артгимнастики, папки с методическими рекомендациями на каждый детский сад;
- демонстрационный: предметные картинки.
К 4-м годам ребенок должен уметь правильно и четко произносить все гласные звуки в словах, правильно и четко произносить согласные звуки: м, б, т, д, н, г, х, в, ф.
К 5-ти годам ребенок должен правильно и четко произносить свистящие (с, з, ц, шипящие (ш, ж, щ, ч) и сонорные (р, л, т. е. все звуки русского языка.
Недостаточная подвижность речевых органов нередко является причиной, неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (с, з, ш, ж, л, р, рь, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Цель артгимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артгимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артгимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артгимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее нужно проводить 2 раза в день: например перед утренней зарядкой или перед завтраком и после сончаса перед полдником. Артгимнастику можно проводить подгруппой или индивидуально. Детям предлагают 3-4 упражнения. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и свое лицо.
Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
В начале у детей может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения станут свободными и координированными.
Используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз, координации, хорошей переключаемости.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
В 6-7 лет дети выполняют движения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Существуют комплексы упражнений, которые способствуют формированию правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Это вы найдете в папках.
Все упражнения артгимнастики укрепляют мышцы губ, языка, щек. Вы можете выбрать любые 5-6 упражнений и проводить их в течение недели, на следующую неделю планируете другие упражнения, либо заменяете несколько упражнений новыми. Эти упражнения лучше всего сопровождать картинками по названиям упражнений. Артгимнастику можно проводить, рассказывая сказку про Веселый Язычок. Несколько сказок вы найдете в папках, но можно придумывать самим или вместе с детьми.
Предлагаю вам рассказать одну сказку про наш Веселый Язычок.