Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»

Евгения Тикунова
Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

Общеобразовательное учреждение детский сад №3

общеразвивающего вида п. Нарышкино

Семинар – практикум для воспитателей детских садов

«Заставим язычок трудиться»

.

Логопед Тикунова Е. Ю

Нарышкино,2018

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приемов в своей работе;

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей детских садов „Заставим язычок трудиться“» размещена в разделах

- дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;

- формировать знания по применению артикуляционной гимнастики на практике;

- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

Добрый день уважаемы коллеги!

Сегодня я вас приглашаю посетить семинар – практикум «Заставим язычок трудиться». Зовут меня Евгения Юрьевна, и я логопед в детском саду

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В ваших садах нет логопедов, и мне было хотелось оказать помощь в этом вопросе. Дать, на мой взгляд, полезную и важную информацию. И поверьте ваших знаний, которые есть у вас, которые вы получите сегодня, будет, достаточно, что бы дать толчок к предупреждению и профилактики речевых нарушений.

Когда я беру детей на первое занятие, задаю вопрос «Кто такой логопед?». В основном ответы детей – «не знаю», «доктор» и самый интересный который я слышала «этот человек ездит на велосипеде». И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Коллеги попробуйте вы ответить на этот вопрос? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки, не буквы (и не только Р, но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки.

Очень много детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети возрастной или физиологической патологией. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в детском саду, школе, возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

• речевой слух,

• речевое внимание,

• речевое дыхание,

• голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В этом нам поможет использование артикуляционной гимнастики в работе воспитателей. Из опыта работу хочу сказать, в этом учебном году я проводила гимнастику во вторых младших группах. Есть действительно хороший результат. Органы артикуляции детей стали подвижными, речь детей стала чище. Есть ребята, которые до занятий артикуляционной гимнастикой говорили мало, а сейчас их речь стала активной. Т. е этими простыми упражнениями я можно так сказать предупредила развитие речевых нарушений. Не у всех детей, но у большинства точно.

Именно поэтому сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Артикуляционная гимнастика.

Вопрос к вам уважаемые коллеги,что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо развитие более мелких мышц. Точность, сила этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения бывают статические (неподвижные) направленные на удержание определенного положения губ, языка;

- динамические (подвижные) требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости;

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляции;

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, заднеязычных).

3 группа упражнений – специфические упраженений направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших – для сонорных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 5-10 мин в день в зависимости от возраста. Начинаем выполнять по три упражнения, затем вводим новые упражнения. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В нашем с вами случае мы используем небольшие ручные зеркала (примерно 9х12 см) и тогда взрослый находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вопросы.

Организация проведения

артикуляционной гимнастики.

Итак, что же необходимо для проведения артикуляционной гимнастики:

-зеркало;

-носовой платок для того что бы дети вытирали рты, после выполнения упражнений:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Например: упражнение «Вкусное варенье» – скажи, какое ты любишь варенье? Ребенок ответит клубничное варенье. Давай представим, что мы наелись варенья и испачкали губы, скорей оближем их

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто одноразовой ватной палочкой). Обязательно, соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – удерживание драже, воды и т. д.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Вопросы.

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики

Комплексов, упражнений артикуляционной гимнастики очень много, разные авторы по-своему видят последовательность выполнения. Я вам хочу предложить примерный комплекс упражнений, который направлен на развитие артикуляционного аппарата. Уважаемые коллеги я предлагаю вам, попробовать вместе со мной выполнить несколько упражнений и примерного комплекса артикуляционной гимнастики:

Лягушка (Улыбочка) Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Потянули – перестали. И нисколько не устали!

Слон (Дудочка). Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].

Подражаю я слону –

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка – слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

Рыбка (Окошко). Спокойное открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1вариант: кончик языка за верхними резцами/кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

2вариант: кончик языка тянем к носику/кончик языка тянем к подбородку. Следим что бы язычок был широкий, рот широко открыт.

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И все выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно его похлопать (пя-пя-пя).

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.

Иголочка. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд.

Язычок вперед тяну, подойдешь, и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем острием.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Чашечка. Рот широко открыт. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком 10-15 раз.

Цокает лошадка по дорожке громко,

Язычком пощелкай, тоже будет звонко!

Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 10-15 раз.

Блин мы ели с наслажденье,

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Надо ротик облизать.

Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. То же самое с небом. («Красим потолок»).

Маляром стал язычок,

Мы покрасим потолок!

Грибок. Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

На тоненькой ножке,

Высокий грибок.

Язык на присоске,

Шевельнуться не смог.

В своей работе по артикуляционной гимнастике использую пособие Крупенчук Ольги Игоревны, Воробьевой Татьяны Анатольевны. Это два учителя – логопеда из Санкт – Петербурга, у них много пособий по логопедии. На курсах нас познакомили с их пособие «Исправляем произношение» Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. В пособии есть логопедический массаж, дыхательная гимнастка, подготовка к письму. На мой взгляд, здесь, хороший комплекс артикуляционной гимнастики, интересное игра «Сказочка – Указочка» помогает малыша запоминать название частей лица и органов артикуляции.

Для вас уважаемые коллеги, я подготовила папки, где есть рекомендации по артикуляционной гимнастика, комплекс артикуляционной гимнастики с картинками и стихами, игра «Сказочка – Указочка».

Мне хотелось бы продолжать с вами делиться своим не большим опытом, рассказывать вам о том, как в условиях ваших детских садов вы можете улучшать речь наших детей.

Сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос – развитие подвижности артикуляционного аппарата, с помощью артикуляционной гимнастики, которая в целом является одной из основ правильного звукопроизношения.

В заключение нашего семинара предлагаю вам его оценить.

Создадим вместе букет «Весеннее настроение».

У вас на столах лежат зеленые листочки и цветочки. На зеленых листочках напишите ваши отзывы, предложения, замечания по семинару. Приклейте их к цветочкам. Серединку цветочка выбираете сами, дайте вашу оценку семинару :

Голубой кружок – семинар понравился,

Желтый кружок– семинар не очень понравился,

Красный кружок – семинар не понравился.

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы» Цель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой.

Заседание районного объединения воспитателей детских садов «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Заседание районного методического объединения воспитателей детских садов на базе МБДОУ детский сад «Теремок» от 12. 04. 2018 года. Присутствовало:.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты запоминания» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Утверждаю Заведующий МБДОУ Калтасинский д/ сад.

Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Гендерный подход в образовании» Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное.

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога» "Педагоги не могут успешно кого – то учить, если в тоже время усердно не учатся сами" Али Апшерони Цель: актуализация развития профессиональной.

Статья для воспитателей детских садов «Как научить ребенка логически мыслить?» Как научить ребенка логически мыслить? Развитое логическое мышление – это не природный дар. Как показали многочисленные исследования, даже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 14:49
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Заставим язычок трудиться»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Тикунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД