Алиса Ильинична Попова
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Мастер-класс для воспитателей ДОУ:
залог правильного звукопроизношения»[/b]
Красивая речь – это спорт и искусство.
Уинстон Черчилль.
Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором. (Слад 1)
Публикация «Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. (Слайд 2)
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) (Слайд 3)
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. (Слайд 4)
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично. (Слайд 5)
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для формирования позиции губ
"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. (Слайды 6-10)
Упражнения для язычка.
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. (Слайды 11-16)
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно
по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. (Слайд 17)
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:
Я горжусь красой своей:
Ртом, конечно до ушей,
Длинным красным язычком
И зеленым пиджачком.
Знают все мои друзья:
Добрый и веселый я.
Не ворчун, не забияка
И зовусь красиво – Квакуша. (Слайд 18)
Артикуляционная гимнастика
Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.
"Сказка о веселом язычке"[/b]
Жил-был Язычок в ротике-домике.
(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик!
(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).
А на крыше домика была высокая труба
(губы в трубочку - повторить 3 раза.)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко
(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).
Посмотрел язычок на солнышко,
(язык поднять вверх к носу)
потом на травку
(язык опустить вниз,
понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать
(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес
(цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать
(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки
(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш
(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…
(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
(Улыбка)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить
(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки
(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).
И решил отдохнуть… (Слайд 19)
- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:
Артикуляционные упражнения в стихах:
1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)
Квакуша любит улыбаться,
Рот у Квакуши до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
2. «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
3. «Хобот слонёнка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
4. «Бублик»
Бублик мы изобразили–
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
В: Молодцы! Квакуше тоже очень понравилась гимнастика. (Слайд 20)
Пальчиковая гимнастика
- Квакуша любит играть не только языком, но и пальчиками. А теперь давайте, уважаемые воспитатели, поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакушей.
На лужайке две подружки (Из пальцев сделать лягушек)
Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)
Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)
Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их).
Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)
И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем).
Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши).
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее? (Слайд 21)
Биоэнергопластика
Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Квакой. И по очереди загибайте пальчики.
Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по нёбу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать. (Слайд 22)
Рефлексия
- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (Логопед оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов). (Слайд 23)
Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!
Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!