Елена Попова
Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование
элементов Лего-технологий
в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ»
Авторы: Попова Е. В. ,
воспитатели первой квалификационной категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 г. Черемхово»
Я хочу поделиться с вами, как в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, использую элементы лего-технологий.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Наблюдая за играми детей своей группы, /а в группе 24 мальчика и всего 9 девочек/ заметила, что ребята играют в игры разного плана, но активный интерес проявляют к играм с конструктором.
Цитируя ФГОС ДО, хочу обратить ваше внимание на п. 3.2.5 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, прописано:
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе игровой;
• поддержка игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали - информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым,
пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат.
Такими играми в нашей группе стали игры с конструкторами типа Лего. Игры с лего – конструктором дают возможность детям проявлять многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить индивидуальные способности.
«LEGO» позволяет детям играя проявлять инициативу, самостоятельность, поддерживать игру в течение неопределенного игрового времени.
Девиз детей в LEGO «Играем с удовольствием».
Актуальность ЛЕГО-конструирования определила необходимость в разработке парциальной программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».
Программа разработана в соответствии уровню дошкольного образования и направлена на реализацию познавательной мотивации, развитие игровой, информационной и технологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами Лего-конструирования.
Существует множество программ, которые направлены на обучение LEGO- конструированию и робототехнике, но все они предназначены для детей с 7-8 лет.
Участниками нашей программы являются воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители, педагоги.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
И состоит из 2 блоков: работа с детьми и с родителями.
Был разработан перспективный план работы с детьми по LEGO- конструированию и робототехнике, рассчитанный на два учебных года.
Реализация программы проходила поэтапно.
На первом вводном этапе – это первое полугодии старшей группы дети знакомились с происхождением конструктора Лего /с его разработчиками, с разнообразием конструкторов Лего, с правилами работы с конструктором и техникой безопасности, с названиями деталей Лего- конструктора и способами их крепления/.
Основной этап – это второе полугодие старшей группы и первое подготовительной группы предполагал практическую работу с лего-конструкторами LEGO DUPLO, «Первые механизмы». На втором этапе использовали основные приемы создания конструкций: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по заданным условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, создание уже движущихся моделей.
Первоначально деятельность детей имела индивидуальный характер. Но постепенно увеличилась доля коллективных работ, особенно творческих.
Активные участники программы - родители, при их участии разработаны такие проекты, как «Детская площадка», «Роботы», «Автопарк», «Летательные аппараты». Совместная работа в проектной деятельности подмечу, учит ребят планировать, самостоятельно выполнять творческие задания.
На заключительном этапе - во втором полугодии подготовительной группы дети начали изучать основы образовательной робототехники с использованием конструктора LEGO WEDO 2.0 45 300, занимаются технологией, сборкой и программированием действующих моделей.
Работа на данном этапе даст возможность детям самостоятельно создавать яркие "Умные" игрушки», изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволит им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.
LEGO- конструирование организовываем в играх, в свободной деятельности взрослых и детей, в режимных моментах и индивидуальной деятельности с детьми.
Лего-конструирование и робототехника – эффективное и воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. С целью приобщения родителей был разработан план взаимодействия с семьями воспитанников. Сюда мы включили разнообразные формы работы : оформление буклетов, размещение консультаций на сайте, организация тематических выставок, совместная работа по проектам, проведение семинаров – практикумов.
Для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, создали развивающую предметно-пространственную среду. В группе организован Центр «Лего».
Центр «Лего» оснащен конструкторами LEGO «Простые механизмы» 9689, LEGODUPLO 9651, LEGOWEDO 2.0 45300 и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность для самовыражения. А для игр с продуктами конструирования оформили многофункциональные макеты, игровые планшеты, используем компьютеры, медиапроектор.
Лего – конструирование помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая процесс перехода от игровой деятельности к учебной более эффективным.
Программа служит основой к дальнейшему изучению и применению ЛЕГО-конструкторов на следующем уровне образования.
На наш взгляд, лего-конструирование оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребенка, и является одним из средств в коррекционной работе по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи.
Кроме того лего – конструирование влияет на развитие мелкой моторики, тренируя пальцы ребенка, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно, и на развитие речи.
При использовании ЛЕГО-технологий, могу отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для коррекции речевого развития дошкольников:
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.
• При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).
• При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
• Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
• Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
• Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
• Лего- конструктор можно использовать в ходе театрализованной игры: у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
• Кроме того, после создания конструкции ребенок может презентовать свою работу : рассказать, что построил, какие детали лего- конструктора использовал и как будет её обыгрывать.
• Элементы лего- конструктора можно использовать при проведении речевых упражнений.
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Реализация программы, как я уже сказала, находится на заключительном этапе, хочу отметить, что
• Дети активно играют с конструкторами в свободной деятельности, могут развивать сюжет и организуют режиссёрские игры с продуктами конструирования, дети обыгрывают свои конструкции на многофункциональных макетах, игровых планшетах;
• У детей повысился интерес к самостоятельному изготовлению построек;
• Сформировалась связная речь, грамматический строй речи, обогатился словарный запас;
• Повысилась компетентность родителей в системе ЛЕГО – конструирования.
Программа хорошо адаптирована в работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, поэтому теоретические и практические материалы программы можно использовать педагогам в работе с детьми с ОВЗ.
«Использование
элементов Лего-конструирования
в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ»
Авторы-составители:
Ольга Владимировна Бицура,
Елена Валентиновна Попова
воспитатели
первой квалификационной категории,
г. Черемхово, 2017 г.
Развитие звукопроизношения и фонематического слуха
Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].
«Произнеси звук кратко и протяжно»
Предварительная работа : выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.
Педагог:
«Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткийзвук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато.»
Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.
«Продолжи узор и произнеси слоги»
Предварительная работа : выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.
Педагог:
«Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».
Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.
«Собираем чемодан»
Предварительная работа : выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.
Педагог:
«Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».
«Поймай звук»
Предварительная работа : выложить на плато длинную деталь конструктора.
Педагог:
«У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».
«Различаем звуки»
Предварительная работа :выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.
Педагог:
«Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».
«Где находится звук?»
Предварительная работа : выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.
Педагог:
«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».
Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.
«Подбери слова к схемам»
Предварительная работа : выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.
Педагог:
«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».
Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.
Развитие слоговой структуры слов
«Оркестр»
Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.
«Двумя руками сразу»
Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.
Педагог:
«Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.)».
Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.
«Пальчики жмут на кнопочки»
Педагог предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.
«Посчитай слоги»
Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Раздели словечко»
Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать числослогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.
«Рассели животных по домам»
Предварительная работа : дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.
Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.
Работа по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования
«Паровоз»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).
На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементовконструктора на своих плато «вагончики» :
- Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.
Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.
«Один-много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из несколькихэлементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.
Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
«Огромный, средний, маленький»
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующемпорядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.
Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждомуэлементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).
При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:
- конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт»,«Животные», «Рыбы» и т. д.)
- составление описательного рассказа о созданном предмете
- изучение названий частей предмета и т. д.
Развитие просодической стороны речи
В данном разделе предлагаются задания, направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.
«Лесенка»
Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».
«Какой слог громче?»
Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трехслогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слоговударением выделяется первый слог.
Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации
«Артикуляционная гимнастика»
Задание 1.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато 3-ри детали в ряд. Затем, указывая по очереди на детали дети выполняют заранее оговоренные артикуляционные позы: 1- я деталь – поза «Заборчик», 2 - я деталь – поза «Трубочка», 3-я деталь – поза «Спрятали губки». Вариант: педагог указывает детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.
Задание 2.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато 4-ре детали в следующем порядке: вверху, внизу, слева и справа. Затем дети в заданном порядке указывают по очереди на детали и выполняют движения языком (упражнения «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится»,«Лопаточка», «Иголочка»).
«Продолжи узор»
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато начало узора из 3 – 4-х деталей, затем продолжают его самостоятельно.