МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»

БЕЛОГРИВЦЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Консультация для воспитателей «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Использование упражнений на релаксацию в

работе с детьми»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № 11 БЕЛОГРИВЦЕВА О. И.

МОСКВА 2015 г.

КОНСУЛЬ ТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТА ТЕЛЕЙ

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми“» размещена в разделах

«Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большее количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь повсюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использование упражнений на релаксацию.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищённости. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребёнка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребёнка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечёт за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребёнка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему. В приложении я представлю конспект занятия в подготовительной группе с включением упражнений на расслабление.

Для удобства применения данных упражнений я классифицировала их по следующим направлениям:

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

- «Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

- «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд, потянуться, как кошечка. Почувствовать. Как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнести звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица:

- «Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечку. Расслабить щёки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щёки при этом втягиваются. Затем расслабить щёки и губы.

- «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы.

Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5с).

Губы всё же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

- «Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, подтянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать)

Чтобы злоба улетела, и расслабилось всё тело,

Надо глубоко вдохнуть, подтянуться. Улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

- «Любопытная Варвара». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперёд - тут немного отдохнёт.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.

Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех!

Возвращается обратно - расслабляется приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди.

Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно - расслабляемся приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

«Лимон». Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую. Что круглый он.

Его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Всё в порядке, сок готов.

Лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

- «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперёд ладоней партнёра, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнёра. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнёра выпрямляется.

- «Вибрация».

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

«Палуба». Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенесли массу тела на правую ногу, прижать её к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону - прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

- «Лошадки».

Замелькали наши ножки, мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать не забудьте.

- «Слон». Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате поочерёдно поднимая каждую ногу и опуская её с ударом стопы об пол. Произносить при выдохе «Ух!».

Упражнения на расслабление всего организма:

- «Снежная баба». Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У неё есть голова, туловище, две торчащие в сторону руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекающуюся по земле.

2 «Птички». Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его лёгкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на макушку и почувствовали запах цветущего дерева. А вот подул тёплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на край ручья, они почистили клювом свои пёрышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнёздышко на лесной полянке.

- «Бубенчик». Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

- «Летний денёк». Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Происходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом - бом - бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

- Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула, опираются на спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно - расслабление приятно!

- «Тишина»».

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали - надо спать - ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равней степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбуждённые, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Приложение.

Занятие с использованием упражнений на расслабление

«Моё настроение»

(подготовительная группа)

Цели: Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения. Совершенствование умения распознавать своё настроение, уметь рассказывать о нём, рисовать его. Воспитание доброжелательности к сверстникам и окружающим людям.

Ход занятия:

(звучит тихая, спокойная музыка. Дети стоят в кругу.)

Ведущий:

В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки, испеку всем пирожки,

Быстро надо их испечь, чтобы к завтраку поспеть.

(Музыка выключается)

Дети покажите мимикой, какое у вас настроение. Почему оно такое?

(Дети рассказывают о своём настроении, отчего оно меняется.) Упражнение «Волшебный мешочек»

Ведущий: Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек.

(Дети «складывают» в мешочек своё плохое настроение, все отрицательные эмоции, проговаривая при этом свои действия.)

Ведущий: А теперь. Давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить своё настроение.

Ведущий беседует с детьми о настроении. Вместе делают вывод, как улучшить своё настроение:

Рассмешить себя, глядя в зеркало;

Послушать приятную музыку;

Спеть весёлую песенку;

Рассказать о своём настроении другу;

Попросить помощи;

Смыть хорошее настроение водой (душ, бассейн) и др.

Рисование на тему «Моё настроение»

Ведущий: Давайте попробуем нарисовать своё настроение.

(после рисования ведущий обсуждает с детьми, что они нарисовали, какие краски использовали).

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Почему?

(дети делятся впечатлениями.)

Ведущий: А теперь нам нужно отдохнуть. Лягте поудобнее на ковёр. (Звучит спокойная музыка. Ведущий произносит слова тихим голосом, медленно, с паузами в начале расслабления. Затем голос приобретает силу, эмоциональность.)

Тихо, тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени. Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди. Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись. Весело мы попрощались, в группу отправлялись.

Литература

1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

2. Богуславская Н. Ё., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.

3. Казанский О. А. Игры в самих себя. М., 1995.

4. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.

6. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М„ 1999.

7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

9. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание. 1997. №8. С. 7.

10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия,

игры. М., 1999.

И. Мое настроение: Методическое пособие для занятий взрослыми с детьми / Авторы-сост. С. В. Щербинина, И. Г. Топоркова и др. М., 2000.

12. Твое имя / Сост. И. Воробьева. М., 2000.

13. Хухлаева О. В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.

14. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нило-ва Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.

Публикации по теме:

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи». Консультация для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей Театр - самый доступный.

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений» Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: -с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, -с другой стороны – восприятие.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми» Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно,.

Консультация для воспитателей «Использование логоритмических игр в работе с детьми с нарушениями речи» Движение, речь и музыка – основа логоритмических игр. Логоритмические игры способствуют преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Консультация для воспитателей на тему: «Планирование и проведение спортивных упражнений» 1. Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников. В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Консультация «Использование тренажеров в работе с детьми» В дошкольном возрасте закладываются жизненный уровень, биологический и социальный компоненты здоровья. Не воспитав у детей данного возраста.

Картотека игровых упражнений на релаксацию Картотека игровых упражнений на релаксацию ДОЖДЬ Приплыли тучи дождевые: -Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут как живые: -Пей, рожь пей! И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»
Опубликовано: 7 января 2018 в 23:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем БЕЛОГРИВЦЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА (УИ 316583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД