Алла Туктарова
Консультация для воспитателей «Сущность и жанровая классификация детского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность и жанровая классификация детского фольклора.
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка. В этот промежуток жизни у него начинают развиваться и те чувства, которые незримо связывают его со своим народом. Эта преемственность проявляется через знание родного языка. А также – через знание народных песнях, музыки, игр; через впечатления, которые он получает из природы родного края, труда, быта, обычаев людей, среди которых он живет. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный отечественный собиратель фольклора П. В. Киреевский писал, что тот, кто не слышал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того сердце не встрепенется при ее звуках.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сущность и жанровая классификация детского фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, открывая и переоценивая свое культурно-историческое наследие. Чем традиционно занимались наши предки, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели и какой бесценный опыт передавали они своим детям и внукам по наследству? Ответить на эти вопросы сегодня, это означает восстановить связь времён, вернуть утерянные традиционные ценности. Понять и узнать истоки той или иной этнической культуры поможет знание о фольклоре, так как его содержанием, по сути, является традиционно-бытовая культура того или иного народа, его духовный мир, нормы поведения и т. д.
Известно, что своими корнями фольклор уходит в первобытную (т. е. архаическую) культуру. Он возникает еще тогда, когда подавляющее большинство людей ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других его формах они вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном народном творчестве, передавали свои знания из поколения в поколение своим потомкам, тем самым сохраняли ценнейший народный опыт, накопленный веками, а порой и на протяжении нескольких тысячелетий (например, древние египтяне, греки и т. д.).
Фольклор в архаическом обществе - это форма первобытного сознания, сохранившая элементы древних верований. В современном обществе – это совокупность произведений народного творчества с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа.
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, так как является отражением коллективного разума, накопленного опыта, жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки, можно увидеть народную педагогику - систему воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Особое место в устном народном творчестве (или фольклоре) занимает детский фольклор. Через его восприятие у ребенка формируются потребность в художественном слове и любовь ко всему прекрасному. Поэтому не случайно, важной составляющей в воспитательно-образовательной работе каждого педагога является знакомство детей с разнообразным фольклорным наследием.
В современном значении – это обширная, многогранная область устного народного творчества, которая включает в себя классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носителями которых являются дети дошкольного возраста) и, так называемый «школьный» фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и «речевые образования» вошедшие в современную детскую традицию.
Сегодня осмысление данного термина требует особого осмысления и осознания его специфики и практической значимости, для выявления которой уже недостаточно рассматривать детский фольклор лишь в русле народной педагогики (или этнопедагогики). Несомненно, что – это, прежде всего фольклор в традиционном понимании этого слова, в основе которого находится типологическая преемственность и повторяемость. Поэтому детский фольклор не может рассматриваться изолированно от общей теории фольклора, его генезиса и проблемы жанрового классифицирования.
В фольклористике существует несколько точек зрения по вопросу выявления сущности понятия «детский фольклор». Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит творчество взрослых для детей, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле этого слова. Это мнение разделяют фольклористы В. А. Василенко, Э. В. Померанцева, М. Н. Мельников и др.
Если рассматривать этот вопрос в новейшей литературе, то исследовательница русского фольклора Е. В. Росс определяет фольклор в современном обществе как совокупность произведений народного творчества с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа. А детский фольклор, по ее мнению, это тот редкий вид детского творчества, который создается и развивается независимо от руководства и контроля взрослых и который уже несколько десятилетий передается от одного поколения детей другому. Он «питается» от общих корней устного народного творчества, вбирая и приспосабливая к новой среде известные уже широко известные его виды и жанры. Его продолжающееся развитие происходит в сторону расширения репертуара, введения новых тем и образов, изменения формы бытования разнообразных жанров.
Следует иметь в виду, что произведения детского, также, собственно говоря, как и взрослого фольклора создаются на базе «живого» разговорного языка. Так, например, в содержании детских сказок, как и во взрослых, часто используется диалоговая речь. В детских песенках тоже отмечаются такие композиционные формы, как формы монолога, диалога и некоторые другие формы.
Язык детского фольклора отличается огромным своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, очень часто, животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк - «серко», медведь - «из берлоги валень», мышь - «норушка», муха- «шумиха», комар - «пискун» и т. д.
Капица О. И. отмечал, что в нем очень разнообразно развертывается детское словотворчество. «Мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но, несмотря на эту необычность, вполне понятными для детского восприятия». Например, в нем часто употребляются парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т. д.
Большое значение в нем придается звучанию слова. Нередко, многие слова в произведениях детского фольклора, употребляются из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является «заумный» язык считалок.
В произведениях, обращенных к детям, всегда замечается четкое понимание их возрастных особенностей. Для самых маленьких, находящихся еще в пеленках младенцев, - незамысловатые пестушки, которые обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек, к головке, к его улыбке и «агуканью». По содержанию, этот жанр содержит своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывал институт материнства. Они стимулируют развитие у ребенка координацию движений, равновесие, закрепляют двигательные навыки, являются хорошими упражнениями для мышц. Часто материнское произношение пестушек сопровождалось такими приемами массажа, как: поглаживание легкое поколачивание: «Лунь плывет! Лунь плывет!». В это время ручки ребенка, вместе с руками мамы, плавно движутся от себя к себе, как бы имитируя плавание. А, произнося другую пестушку: «Сова летит!», они вместе быстро машут ручки, подражая взмахам крыльев птицы.
К концу «колыбельного» возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их предназначение - сосредотачивать внимание на их содержании, развивая, при этом мыслительные процессы у ребенка.
Можно отметить также такой жанр детского фольклора, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено как бы «с ног на голову». Дети прекрасно понимают бессмысленность того, о чем в данном случае поется, поэтому это вызывает у них задорный смех. В. А. Левин писал, при детальном изучении устного детского народного творчества, можно убедиться в том, с какой тонкостью и четкостью учтены и закреплены в образе и слове многовековые народные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к окружающему миру, первостепенное значение игры для его развития ребенка - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, самого разнообразного языкового материала.
Таким образом, каждому возрасту сопутствуют в народной культуре свои жанры фольклора. Как только у ребенка появляется речь, и он начинает активно двигаться, тогда он сразу (на еще неосознанном уровне восприятия) включается в этот. Этому этапу детства свойственны : считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т. д. В этом же возрасте дети играют всегда и везде. Игры воспитывают у них умение договариваться и объединяться в некий коллектив. В то же время - это состязание в силе, ловкости, смекалке. В них формируются также детская инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие народные игры включают в себя и процесс песнопения.
Процесс воспитания подрастающего поколения в сельской общине гармонично сочетался с ее ритмом трудовых будней и праздничных дней в народном календаре. В традиционно-бытовой культуре дети достаточно рано вовлекались в трудовую жизнь семьи и всего сельского коллектива. Девочка семи-восьми лет вполне могла уже нянчить своих младших братьев и сестер. Незаметно она уже и сама исполняет колыбельные песни (которые ей еще совсем недавно исполняла мать, пестушки, потешки и т. д. Мальчик того же возраста уже работал в «подпасках» и усваивал наравне с трудовыми навыками навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и исполнения народных мелодий на них.
Во многих обрядах взрослых дети принимали самое активное участие: «колядовали», «христосовались», «закликали весну» и т. д. А, например, во многих русских деревнях на свадьбе в ритуале «продажи косы» невесты должен был участвовать ее брат, как бы молод или мал он ни был.
Таким образом, дети являлись преемниками и носителями вековых традиций. Так, следуя примеру взрослых, личность растущего человека; приобретала специальные навыки, без которых его жизнь в будущем была бы социально неполноценной.
Нельзя и недооценить музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления души человека, его природных физиологических возможностей. Все это справедливо по отношению к детскому фольклору у всех народов.
Проблему классификации детского фольклора можно рассматривать в двух аспектах: определить границы самого понятия и выявить его жанровое разнообразие.
Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале XX века в трудах уже упомянутых ученых Г. С. Виноградова и О. И. Капицы. Развивая определенную П. А. Бессоновым его классификацию (с опорой на тот или иной возраст детей, О. И. Капица отмечала наличие двух групп носителей текстов. К первой она относила взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения и до 5-6 лет. В этом возрасте вначале взрослые рассказывают им что-то, а затем этот фольклорный материал воспринимается уже и осмысливается детьми самостоятельно. Ко второй группе она относила детей в возрасте от 5 до 15 лет и т. д. Она также считает, что в зависимости от тех целей, которые ставит исследователь, классификация детского фольклора может быть предпринята как бы в разных разрезах: по возрастам, по сезонам, по местностям ведения учеными-фольклористами записей, по предназначению данного произведения. Вторую группу произведений образуют тексты, которые используют сами дети, когда они уже общаются между собой без участия взрослых. Другим критерием дифференцирования детского фольклора автор считает его назначение. Тогда, в эту классификацию входят : колыбельные песни, поэзия пестования (ил «пестушки», игровой и календарный фольклор, потешки, прибаутки, дразнилки, загадки, задачи, вопросы, замечания (типа звуковых игр, заговоры, сказки, считалки (в том числе, и так называемые «жеребьевые» прибаутки, детские игры, приговоры и др.
По генетическому принципу выстраивал свою классификационную систему В. П. Аникин. Он выделяет три группы фольклорных произведений : поэзию взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей. Внутри них исследователь рассматривает отдельные жанры и их разновидности.
Росс Е. В. классификацию детского фольклора представляет следующим образом. Это: материнская поэзия и собственное детское творчество. Она включает в себя: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки. Собственное детское творчество представлено следующими видами фольклора : скороговорки, считалки, страшилки, прозвища, дразнилки, загадки, школьный словарь, тайные языки, граффити, «садюшки», анекдоты, небылицы.
Василенко В. А. предлагает основе их расклассифицирования выделить группы текстов по наличию в них игровых элементов: колыбельные песни, или байки; произведения, связанные с игровыми действиями, которые «занимают» детей словесным содержанием и исполняются независимо от тех или иных игровых действий.
Очевидно, что игровое начало можно отметить во всех жанрах детского фольклора. Если даже тот или иной жанр не связан с традиционно понимаемыми игровыми действиями, то игра в таком случае ведется на уровне понимания смысла происходящего.
Классификация М. Н. Мельникова, на наш взгляд, более четкая. Она опирается на наблюдения Г. С. Виноградова, но учитывает принцип возрастной градации детей и некоторые другие теоретические положения его предшественников. По назначению и характеру бытования ученый выделяет лишь основные группы детского фольклора. На основе общности поэтики, музыкального строя и выполняемой в быту функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры. В колыбельный период дети могут только слушать и полностью зависят от взрослых. Матери, бабушки, няни создали для них поэзию пестования (или материнскую поэзию). Для детей постарше был предназначен игровой фольклор. Его выделяют практически все современные исследователи, но каждый из них понимает его содержание по-своему. Барташевич Г. А. относит к нему: считалки, игровые песни и приговоры. В. А. Василенко прибавляет к ним также пестушки и потешки. Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, он обозначает как «поэзию словесных игр». Интересно отметить, что детские игры он рассматривает как форму, предшествующую детской народной драме.
Вообще игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей во все времена. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев отмечал, что если для взрослых игра бывает отдыхом, то для ребенка она – серьезное занятие, к которому он применяет все свои силы, так как для него игра, по сути является посильным трудом. Через ее постижение дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра для детей является важным способом познания и обучения.
Дети самостоятельно всегда придумывают очень много игр. Исследователь народных игр Е. Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские» подробно описал более 500 таких игр. Их названия и передаваемые в них образы тесно связаны с крестьянским бытом, например: «Конь», «Корова», «Козел», «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т. п. В них наблюдается подражание трудовой деятельности взрослых. Так, в таких русских народных играх, как «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей из земли. В игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. А в игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей. Именно в игре дети могут выступать создателями детского фольклора. Самыми распространенными жанрами, в которых создавались произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (как правило, в две-четыре строки, которыми всегда начинаются игры, когда играющих необходимо поделить на две или несколько групп участников. Они начинают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и многие другие.
Большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но всегда большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк.
Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего, распространяется на числительные. В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в них, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных является общим правилоа для считалки. Например: «раз» -ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т. п. ; «два» - двази, дванцы, дванчик и т. п. ; «первый» - первички, первенцы, первенцики; «второй, другой» - другичники, другенцы, другенцыки».
В искаженной форме в считалках выступают не только числительные, но и другие части речи. Особенности этого специфического языка в считалках ученые возводят к древнейшей условной речи, к «системе табу» по отношению к счету (т. е. к запрету пересчитывать и даже произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т. п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова - их выдуманными заменителями. Важно учитывать и другую особенность этого жанра : слово во многих считалках выступает не столько выразителем определенного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы и рифмы. Поэтому, считалка может представлять собой и простой набор слов, не имеющих никакого смысла.
Что касается особенностей другого жанра – детской сказки, то А. И. Никифоров в своей статье «Народная детская сказка драматического жанра» справедливо отмечал, что многие сказки о животных, исполняемые детьми, отличаются особой драматичностью содержания и театральностью исполнения. В еще большей степени это относится к детским играм, многие из которых являются целыми небольшими театральными представлениями [58, с. 9]. Как и в сказках для детей, в детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки.
Песенки редко исполняется сольно, в большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения детских хороводов. Это можно видеть, например, в таких играх, как: «Лен», «Заинька», «Коршун» и многих других.
Игровые песенки бывают очень разнообразны в жанровом отношении. В их числе исследователями выделяются голосянки, молчанки, песенки сказочного содержания и др. В «голосянках» излагаются условия игры. «Давайте ребята, Голосянку тянуть. Кто не вытянет - того за волосы р---в---а---а---а---т---ь! ПО правилам игры, прекративший первым «тянуть голосянку», подвергается названному в песенке наказанию. Молчанки исполняются после шумных игр, с целью отдохнуть. Также выделяются такие его жанры : как: приговорки, песенки но и остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.
Особый вид прибауток составляют перевертыши. Это такие песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми по смыслу. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, лыко подпоясано мужиком и т. п. В перевертышах проявляется способность детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить.
В детской среде широко бытовали различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый имел свое той или иное прозвище. Можно привести один из многочисленных примеров использования стихотворных прозвищ (на мальчика Петю и девочку Прасковью) : «Петька-петух, на завалинке протух. Пашка-букашка, свина калабашка».
Василенко В. А. предлагает классифицировать детский фольклор на два вида : «игровой» и «не игровой.
Особым жанром детского вне игрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Еще большее распространение получили так называемые дразнилки. В них, как правило, называют имена тех, кто высмеивается.
Любимым жанром данного вида детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки – это выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Приведем скороговорки, записанные от детей. «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски»; «Свинья тупорыла, весь двор перерыла»; «Стоит копна с подприкопеночком».
Собственно детский фольклор (и «игровой», и «внеигровой») существенно отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию и художественной форме, так и по условиям бытования и выполняемым функциям.
Итак, фольклор в современном обществе есть совокупность произведений народного творчества с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа (П. Г. Богатырев).
Детский фольклор это тот редкий вид детского творчества, который создается и развивается независимо от руководства и контроля взрослых и который уже несколько десятилетий передается от одного поколения детей другому. Он опирается от общих корней традиционного народного творчества, вбирая и приспосабливая к новой среде известные виды и жанры народной культуры. Его развитие происходит по линии расширения репертуара, введения новых тем и образов, изменения формы бытования жанров (Е. Росс).
Проблема его классификаций рассматривается в двух аспектах - определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей.
Аникин В. П. выделяет три группы произведений: поэзию взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей.
Росс Е. В. классификацию детского фольклора представляет следующим образом. Детский фольклор : материнская поэзия; собственное детское творчество. В свою очередь материнская поэзия представлена: колыбельные; пестушки; потешки; прибаутки. В ней собственное детское творчество представлено следующими видами: скороговорки, считалки, страшилки, прозвища, дразнилки, загадки, школьный словарь, тайные языки, граффити, «садюшки», анекдоты, небылиц.
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры. В колыбельный период дети могут только слушать и полностью зависят от взрослых. Матери, бабушки, няни создали для них поэзию пестования (материнскую поэзию).
Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки, сказки и т. д. В этом же возрасте дети приобщаются к играм.
Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр фольклора - хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния.
Индивидуальность детского фольклора определяется тем, что он является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе различные сюжеты, образы, ситуации, которые педагоги могут использовать в различных видах деятельности с детьми. Это имеет важное педагогическое значение, так как использование различных жанров детского фольклора дает возможность развивать в дошкольников творческое воображение, фантазию, память и мышление. Таким образом, детский фольклор, с одной стороны, обладает неповторимостью, а с другой, позволяет педагогам использовать его как некую целостную педагогическую систему в работе с воспитанниками в ДОУ.