Анна Сергеевна Хайрулина
Консультация для воспитателей «Групповой сбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи группового сбора
— Создать эмоциональный настрой на весь день - "задать тон".
— Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
— Развивать навыки (ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т. п.).
— Выбрать тему нового проекта.
— Подвести итого проекта.
— Разработать план реализации нового проекта.
— Развивать умение "считывать информацию" об эмоциональном состоянии других людей.
— Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
— Развивать эмпатию.
— Учить приемам коррекции эмоционального состояния.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
— Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
— Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
— Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
— Учить внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других.
— Учить делать выбор.
— Учить планировать собственную деятельность.
— Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Структура группового сбора
1. Приветствие ( инвариант: пожелания, комплименты, подарки).
2. Игра ( инвариант: тренинг, пение, слушание).
3. Обмен новостями.
4. Планирование дня ( инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
Если групповой сбор проводится в начале рабочего дня (программа 'Сообщество', утро радостных встреч в программе "Радуга", он может иметь название "утренний сбор", в этом случае первая часть сбора будет называться "приветствие". Совершенно не исключается вероятность проведения группового сбора в программах "Детство", "Развитие" во вторую половину дня. В этом случае он может иметь называние "групповой сбор", "сбор", "кружок" и первой частью будут, например, "пожелания".
Игра (тренинг, пение, слушание).
Хороший утренний (групповой) сбор должен быть сродни "производственной летучке" и проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры и прочие формы используются как игры, а не как учебные действия.
Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например, пальчиковые игры, словесные игры, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки. Если же это пение, слушание, пожалуйста - то, что может помочь детям почувствовать себя комфортно, легко и весело, а не то, что вы обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки. Элементы тренинга, например, элемен-ты психогимнастики - пожалуйста, это даст возможность подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке, но именно элементы тренинга, в котором участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами свое видение "расстроенного зайца', 'испуганной мыши', 'гордого петуха'.
Обмен новостями.
Каждому 'хорошему' воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями - домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Чаще всего дети высказывают их "подлавливая' воспитателя, завоевывая его внимание.
Обмен новостями на утреннем или групповом сборе - место "лигитимного" высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.
Новости не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются насильно (Сережа, мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить). Новости принимаются как факт.
Вы заметите, что дети, почувствовав, что им наконец-то дают возможность свободно говорить на любую тему, будут стремиться говорить много. Для того, чтобы не погрязнуть в говорении и выслушивании, обязательно нужно подготовиться к потоку слов.
Что значит подготовиться? Научиться правильно слушать и реагировать на детские высказывания, В этом поможет техника «я-сообщений», тактика "реагирования на чувства", некоторые правила и маленькие «нехитрые» хитрости. Начнем с правил.
Так как высказаться хочется если не всем, то многим, введите правило: "Мы говорим по одному" или "Мы не перебиваем друг друга" или "Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)'.
Вводить правило целесообразно тогда, когда дети, попробовав "пробиться' в этом гвалте, сами почувствуют, что их не слышат, что это неудобно.
Правило сформулируйте вместе, запишите крупными печатными буквами или знаком и повесьте рядом с тем местом, где проводится групповой сбор - например, на стене или свесьте его с потолка на нитке.
Хитрости.
В общем-то, они и не выглядят как настоящие хитрости, но помогают предупреждать шум и неудобства. Например, до начала группового сбора прикрепите какой-либо знак (бант, медальку) нескольким детям. Именно у них будет право рассказать о своих новостях первыми. Предупредите, что сегодня право рассказать о новостях будет у девочек (у девочек, чье имя начинается с буквы "А'; у девочек, которые одеты в платья и т. п.). Положите нескольким детям под их подушечку какой-либо предмет, например, вырезанное из бумаги сердечко или "сороку, которая приносит новости".
Если вы знаете, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата, возвращение мамы из командировки и т. п., предоставьте ему право высказаться первому.
Реагирование на высказывание. Это саман сложная часть обмена новостями. Навык приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать.
— Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупками вещей. Если вы будете поддерживать эти высказывания, то возникнет риск того, что дети сочтут, что новости — это когда что-то купили. У одних будут формироваться комплексы 'мне ничего не покупают', а у других будут закрепляться меркантильные интересы.
— Не морализируйте. Если новость, высказанная ребенком, затрагивает отри-цательные, на ваш взгляд, действия (ребенка, семьи ребенка, других детей, постарайтесь понять (вот где нужен навык, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства этого ребенка. Например, ребенок сообщает "Я вчера подбил ворону' — вы говорите 'Я понимаю, ты хотел быть героем, но ворона такая беззащитная - она ведь без оружия и не нападала на тебя'. Или "Мы с мамой вчера пекли пироги, и я сам сделал пирожок», вы — "Это была трудная рабо-га, но ты справился».
— Не оценивайте. Легче всего привычно сказать «хорошо», "молодец". Но, во-первых, молодцами тут же захотят стать и остальные, во-вторых, эта обезличенная оценка едва ли чего-то стоит. Более того, не стоит оценивать других, особенно родителей, со слов ребенка. Например, "Моя мама сделала красивую вышивку', вы - 'Я вижу, ты гордишься своей мамой". Или "Мой папа вчера был пьяный", вы - "Обидно, ведь ты не смог поиграть с папой'. Таким образом, вы и на высказывание ребенка отреагируете и, возможно, придадите его чувствам значимый, благородный вид.
— Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребенок, выходит, в вашем понимании, "за рамки приличия". Например, "Я вчера видел, откуда кошка рожала котят", вы - "Ты узнал, как появляются на свет котята"
— Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей. Есть достаточно универсальная фраза, с помощью которой можно не обидно "закрыть" тему. Например, "Мы вчера видели страшную аварию', вы - "Так бывает, когда кто-нибудь не внимателен'. Универсальная часть - спокойно, уверенно сказанное "Так бывает".
— Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребенку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.
— И, наконец, позволяйте детям играть роль воспитателя и дайте им самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях,
Стоит пи всеми силами "побуждать' молчащих детей рассказывать о новостях? Конечно, нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка, терпение и терпеливость подскажут вам, когда не следует торопить и торопиться,
Стоит ли позволять одному - двум, умело говорящим, узурпировать "Новостной канал"? Нет. "Мы рады, что у тебя всегда много событий, но давай дадим возможность высказать-ся и другим детям" или "Ты можешь рассказать о своих новостях после сбора тем детям, которые захотят их услышать",
Планирование деятельности
Планирование (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, планирование действий)
В разных программах планирование образовательной деятельности и выбор детьми деятельности по интересам идет совершенно по-разному,
В программе "Сообщество" - утренний сбор - место и время определения всего, что составит план работы педагогов и детей, возможно, на много дней. В программе "Радуга" - дети ежедневно планируют то, чем они хотели заняться в свободное время самостоятельно или вместе с воспитателями. В программе "Детство" идет выбор темы (тематического проекта, тематического блока). В программе "Детский сад-дом радости" ведется работа по обучению детей пошаговому планированию собственной деятельности, В разных программах это происходит по-разному, но задача все же единая - научить и практиковать детей в умении осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность и т. п.
Вопросы для планирования на утреннем круге
— Какой у тебя сегодня план?
— Над каким проектом ты сегодня будешь работать?
— Что ты хочешь сделать?
— Когда у тебя появилась эта идея (этот план?
— Кто помог тебе придумать такой замечательный проект?
— В каком центре ты сегодня решил поработать?
— Почему именно в этом центре?
— Что ты предполагаешь сделать сегодня?
— Что ты хочешь узнать?
— Чему ты хочешь научиться?
— Что тебе нужно для выполнения твоего плана (для создания. ?
— Какие материалы тебе понадобятся?
— Как ты считаешь, того, что есть в центре тебе достаточно?
— Что нужно добавить?
— Где это можно найти?
— Какие инструменты тебе могут понадобиться?
— С чего ты начнешь?
— Какую часть работы ты хочешь выполнить сегодня?
— Что ты оставишь на завтра?
— Тебе нужны помощники?
— Кого бы хотел видеть своим партнером?
— Какую часть работы будет выполнять?
— Как вы распределите работу?
— Для чего тебе нужен этот рисунок?
— Где ты будешь это использовать?
Как реализовать задуманное
Ответ на вопрос "Когда дети могут реализовать задуманные дела и проекты?" — каждая из программ дает по-своему:
Программа 'Сообщество'— во время работы в центрах активности, т. е. в первую половину дня.
Программа 'Радуга'— на прогулке, во вторую половину дня в самостоятельной и совместной деятельности.
Программа 'Детство"— в совместной и самостоятельной деятельности в ходе реализации тематического проекта,
Вероятно, найдется место для запланированного детьми и в других популярных образовательных программах.
Важно для каждой из них, и более того, для каждого ребенка, чтобы названные ими идеи (темы, дела, задумки) были зафиксированы воспитателями. Записаны на листах (листочках, представлены на самом видном месте и сохранены, как достояние группы.
Для этого, пожалуйста,
— делайте записи печатными буквами;
— не забывайте подписать имя автора идеи;
— договоритесь о том, как вы будете отмечать уже сделанное.
Смысл и ценность записей:
Во-первых, вы получаете самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела и действия - не нужно будет придумывать мотивацию. Она уже есть, причем внутренняя.
Во-вторых, дети знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает дню определенность и продуманность.
В-третьих. У вас накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры "индивидуальной работы".
В-четвертых, и вы, и дети, всегда сможете обратиться к записям и посмотреть, насколько реальны те дела и планы, о которых вы договорились. Что выполнено, что осталось не реализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.
В-пятых, дети, уже со второй младшей группы, понимают, что вы записываете "их идеи, их мысли", т. е. придаете им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.
В-шестых, записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать. Что вы и увидите, если будете это делать вместе с ними постоянно.
Общее время группового сбора
В целом, групповой сбор может длиться, в зависимости от возрастной группы, от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько' вам хорошо вместе, насколько вы ведете сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. Основные части группового сбора можно варьировать. Здравый смысл подсказывает, что приветствие займет минуту-две; игра не должна занимать больше 5 минут; обмен новостями - 5-10 минут, столько же - планирование. Но могут быть варианты, когда приветствие - секунда, — игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут основное время.