Елена Горохова
Консультация для воспитателей «Патронаж семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Патронаж семьи
Уважаемые воспитатели!
Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников. Ведь для того, чтобы воспитывать наших детей во всех отношениях, необходимо знать их во всех отношениях. А можем ли мы знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Патронаж семьи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Не секрет, что на ребенка влияет все, что происходит в семье – взаимоотношения между родителями, позиция бабушек и дедушек, увлечения и интересы семьи, отношение к наказаниям и поощрениям и многое другое. А как мы можем узнать семью поближе? Только посетив ее и в спокойной домашней обстановке выяснив все, что вас интересует.
Прежде чем посетить семью, необходимо поставить себе цель – зачем я туда иду. Цели могут быть разные.
Если это первое посещение, то цель – обследование санитарно-гигиенических, жилищно-бытовых условий семьи, составление социально-правового паспорта. При первом посещении целесообразно выяснить следующие факторы:
• ИФО, дату рождения, образование, место работы или учебы, прописку у всех родственников так или иначе воздействующих на ребенка – матери, отца, сестры, брата, бабушки, дедушки, тети, дяди.
• Статус семьи – полная семья или неполная.
Семья будет считаться полной в случаях:
а) брак зарегистрирован;
б) брак не зарегистрирован, отцовство установлено, родители ребенка живут вместе.
Семья будет считаться неполной (в разводе) в случаях:
а) если есть официальное свидетельство о разводе;
б) если брак не был зарегистрирован, отцовство установлено, но родители ребенка вместе не проживают;
Семья будет считаться неполной (одинокая мать) в случаях:
а) отцовство не установлено, есть справка из отдела ЗАГС, что мама ребенка – одинокая.
Семья будет считаться неполной (вдова, вдовец, в случае, если есть свидетельство о смерти члена семьи.
• Жилищные условия семьи – сколько комнат, примерный метраж квартиры, если семья проживает с родственниками, какую часть жилья занимает семья. В этом случае также можно уточнить, состоит ли семья в очереди на жилье. Обязательно отметьте санитарное состояние квартиры.
• Условия, созданные для ребенка - есть ли своя комната, или уголок в общей комнате, где у ребенка есть свои игрушки, игры, принадлежности для творчества, есть ли своя кроватка. Отметим, если у ребенка все его вещи в неприглядном виде, скудный игровой уголок, или совсем ничего нет кроме одного фиолетового зайца, это может говорить о том, что ребенком не занимаются, не интересуются его нуждами.
• Также, для лучшего понимания ребенка можно выяснить следующее: особенности поведения ребенка при кормлении, укладывании спать, при общении со взрослыми, сверстниками, особенности здоровья воспитанника.
• В конце беседы можно задать такие вопросы – какие затруднения вы испытываете в процессе воспитания ребенка, какую помощь вы хотели бы получить от детского сада – консультации по медицинским, психологическим, педагогическим, логопедическим, правовым вопросам.
Эта информация поможет вам скорректировать свою работу по оказанию реальной помощи семье.
По ходу беседы можно дать родителям какие-либо рекомендации по организации жизни ребенка дома.
При повторных посещениях вы отмечаете изменения, которые произошли в семье – мама вышла замуж, папа женился, родители уехали на заработки, кто-то развелся, умер, родился, семья переехала на другое местожительства. Здесь очень важно отметить, как изменения влияют на ребенка.
Также, при повторном посещении вы отмечаете, как родители выполнили ваши рекомендации. Например, у ребенка нет уголка для творчества, и вы рекомендовали его оформить. При повторном посещении вы отмечаете, что родители сделали. Необходимо добиваться выполнения ваших рекомендаций.
При повторных посещениях вы можете обсудить с родителями проблемы или успехи в воспитании и развитии ребенка. Причем, при обсуждении проблем нельзя создавать отрицательный образ ребенка, так как этим вы сразу вызовете неприятие со стороны родителя, и ни о каком дальнейшем взаимодействии не может быть и речи. Помните, что опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.
Поэтому, начинать обсуждение проблем необходимо с положительной характеристики ребенка. И затем уже переходить к обсуждению проблемы. Здесь очень важно проявить высокий педагогических такт и дать понять родителям, что вы любите ребенка и только из чувства любви к нему желаете ему помочь.
Обговорив проблему, предложите пути выхода из ситуации. Для начала необходимо выяснить взгляды родителей на проблему. Если проблема осознана родителями, попробуйте найти выход вместе. Побуждайте родителей высказывать свои взгляды на воспитание и развитие ребенка, выслушивайте мнение родителей, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия. И призывайте родителей объединить усилия для выработки единых требований. Если с ходу не получается решить проблему, можно пригласить на консультацию к психологу, педагогу, логопеду, заведующей.
Если проблема в междусемейных отношениях, предложите обратиться к семейному психологу.
Если проблема не осознана, родители не видят ничего плохого в своем ребенке и его поведении, нужно привести какие-либо доводы и постараться убедить родителей в том, что развитие или поведение ребенка нуждается в коррекции. Возможно, это осознание придет к родителям не сразу, а через некоторое время.
В любом случае, дайте надежду родителям на то, что все можно исправить и безвыходных ситуаций не бывает.
На последующих посещениях вы контролируете выполнение ваших совместных усилий по решению проблемы.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить – при общении с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте терпимость к иным точкам зрения.