Зурьят Аджиева
Консультация для воспитателей «Конфликтные ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Реагирование на конфликтное поведение
Мы с Вами попадем в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?
1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Конфликтные ситуации“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. "Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
6. Миролюбие — ваш союзник.
7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, особенно родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, в группе. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями, либо быть третьей стороной в конфликте между родителями. И такие конфликты имеют место быть.
К примеру, неуравновенная родительница высказывает свое недовольство другим родителям при решении определенных проблем касающихся группы.
Воспитатель как лицо заинтересованное не должен дать прогрессировать загорающемуся конфликту.
Профессия педагога предполагает умение вести переговоры с родителями наших воспитанников. Зачастую именно успешность проведения подобных переговоров может предопределить успех решения проблемы. Однако для этого необходимо хорошо подготовиться: определить интересы, свои и родителей (желания, потребности, заботы, надежды, страхи); продумать возможные варианты соглашения с ними; конкретные обязательства, которые обе стороны возложат друг на друга.
Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Э. Геффрой для достижения успеха в переговорах рекомендует придерживаться следующих правил:
- позволяйте клиенту говорить;
- задавайте вопросы;
- используйте принцип наглядности;
- сообщайте информацию;
- активизируйте партнера, вырабатывайте совместные решения.
Для того, чтобы родители стали активнее, желательно задавать им открытые вопросы. Ведь наша задача - не дать им готовый рецепт разрешения проблемы, а предоставить возможность участвовать самому в борьбе с трудностями, возникшими на пути ребенка. Для этого педагогу необходимо владеть и приемами аргументации.
Э. Геффрой отмечает, что информацию, которую наши партнеры только слышат - усваивается только на 20%, только видят - на 30%. Если же у родителей есть возможность и услышать, и увидеть, они воспринимают информацию на 50%. Когда мы говорим сами, усваивается 70%, а когда выполняем, что-то сами - 90% информации.
Очень важное условие эффективного взаимодействия с родителями в ходе переговоров - умение слушать собеседника. Кроме того, одним из важных искусств, которым мы можем овладеть, является способность увидеть ситуацию такой, какой она представляется другой стороне - умение встать на позицию партнера, понять его точку зрения (это вовсе не означает, что Вы согласны с ней). Это послужит тому, чтобы мы не интерпретировали ситуацию в целом, какое-либо высказывание или жест односторонне.
Зачастую педагогам свойственна обвинительная позиция по отношению к родителям ребенка. Но если обвинения оправданны, они не приведут к конструктивному решению, поскольку родители, скорее всего, либо перейдут в контратаку, либо замкнутся и уйдут от взаимодействия и от решения вопроса.
По окончании переговоров желательно провести анализ: что способствовало успеху; какие при этом возникали трудности; с какими неожиданностями столкнулись; каково было поведение партнеров; какие детали нужно использовать при ведении переговоров в дальнейшем.
Общение в системе «педагог-родитель» иногда носит достаточно напряженный характер в силу эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Бывает так, что мимоходом брошенная педагогом фраза в разговоре с родителями становится причиной возникновения конфликтной ситуации. Чтобы избежать подобных случаев педагогу необходимо знать приемы эффективного ведения беседы. Остановимся подробнее не методе убеждения, владеть которым должен каждый, кто стремится эффективно взаимодействовать с партнером.
Поскольку целью убеждения является формирование новых идей, воззрений партнера, очень часто оно вызывает сопротивление и контраргументацию. Именно поэтому, при проведении каких-либо переговоров с родителями желательно придерживаться некоторых рекомендаций. Для этого можно воспользоваться полезными советами, приведенными А. Ю. Панасюк в книге «Умеете ли Вы убеждать».
1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы. Наиболее сильные из них вставить в начало и конец выступления, самым сильным закончить аргументацию.
2. Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общении: «Нам с Вами известно», «Для нас важно».
3. Пользоваться приемом «Да - но.», чтобы Ваши аргументы не вызывали возражений.
4. Не подменять аргументы своим мнением.
5. Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?»
Л. Б. Невзлин советует придерживаться следующих рекомендаций, если Вы вынуждены участвовать в споре:
- не быть предвзятым, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения;
- не давать себя втянуть в пустую словесную перепалку;
- не терять самообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствия аргументов;
- опираться на факты и логику;
- быть лаконичным;
- прогнозировать последствия своих слов;
- не бояться критики в свой адрес, т. к. она помогает увидеть слабые места;
- уметь признать свою ошибку;
- избегать нечестных приемов в споре;
- не попадаться на удочку комплиментов.
М. К. Тутушкина отмечает, что общаясь с родителями, недопустимые любые проявления высокомерия и пренебрежения. Чтобы убеждать партнера, необходимо быть убежденным самому, иначе он поймет, почувствует Ваши колебания. Оперировать лучше простыми, понятными словами. Новую мысль следует начинать новым предложением. Предпочтительнее строить диалог, в процессе которого выявляются взгляды, аргументы собеседника.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта между родителями по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.