Алсу Гайфуллина
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к новой для него среде и результат этого процесса. Содержанием процесса социальной адаптации и вместе с тем показателем успеваемости является усвоение ребенком правил, норм и традиций культуры, социальных групп. В семье ребенок привык к определенному режиму, способу вскармливания, к определенной пище, температуре помещения, окружающему микроклимату. У ребенка формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Вырабатываются определенные привычки и навыки. Однако при поступления в детский сад, у ребенка резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняется приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку нужно приспосабливаться. В этом случае процесс приспособления не всегда проходит быстро и легко. Задача воспитателей и работников детских учреждений состоит в том, чтобы смягчить или предупредить последствия стрессовых состояний у детей. Здесь необходима правильная согласованная работа по адаптации детей в детских садах: родителей, педагогов, медицинских работников, как в условиях семьи, так и в детских учреждениях.
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация ребенка к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дети старше 1 года 8 месяцев значительно легче переносят новые условия вследствие более высокого уровня их психического развития. Такие дети очень любознательны,их легко заинтересовать новыми игрушками, занятиями, они хорошо понимают речь, поэтому их можно успокоить словами. Следующим фактором, влияющим на длительность привыкания к детским учреждениям, является состояние здоровья ребенка. Ослабленные, длительно и часто болеющие до поступления в ясли дети значительно тяжелее переносят период адаптации. Расставание с близкими людьми переносят тяжело, они быстро утомляются. Следующим фактором, влияющим на адаптацию детей в детских учреждениях, является индивидуальные особенности, тип его нервной деятельности.
Дети, у которых процесс возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты,активно в них участвуют.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому.
Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая, то один предмет, то другой. В первые дни поступления нельзя резко ограничивать таких детей в действиях.
В противоположность легковозбудимым есть и такие дети,которые отличаются медлительными или даже инертным поведением.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
- лёгкая адаптация
Сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней,ребенок прибавляет в весе, адекватно себя ведет в коллективе,болеет не чаще обычного. В период адаптации- заболевание не более одного раза сроком на 10 дней. В первые дни аппетит может быть снижен, затем нормализуется. В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Настроение бодрое, может сочетаться с утренним плачем. В первые дни возможно проявление пассивно- разрушительной активности.
Сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание на 5-7 дней, есть признаки психического стресса. Ребенок болеет не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Малыш плохо засыпает,сон короткий. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками.
- тяжёлая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев,ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки,может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка привычек (сосание пальца,грызет ногти)
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
5. Утренний плач при расставании с родителями.
Советы для воспитателей
1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
- какие привычки сложились дома а процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.
- как называют ребенка дома
- чем больше всего любит заниматься ребенок
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, познакомить с режимом детского сада.
3. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
4. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
5. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
6. Качество адаптации каждого ребенка обсуждается с оценкой степени ее тяжести на педсоветах или медико- педагогических советах.