Анна Беляева
Консультация для воспитателей «Уголок по речевому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему : «Уголок по речевому развитию»
Работа по развитию речи требует от педагога создания в группе определенных условий. Для этого необходимо оборудовать речевой уголок – специальное место, по возможности, удаленное от игровых зон, где происходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Уголок по речевому развитию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Желательно иметь в этой зоне большое зеркало. Но так как в наших условиях это маловероятно, необходимо приобрести 2-3 маленьких зеркала с удобными ручками – занятия с зеркалом помогут ребенку при постановке артикуляции тех или иных звуков.
В речевом уголке хранится все необходимое для работы с детьми:
- предметные картинки в соответствии с возрастом детей (например, в младших группах – дикие и домашние животные и их детеныши, фрукты, овощи, посуда, мебель и т. д., в старших – разные группы растений, животные, птицы, рыбы, насекомые, рептилии, транспорт разных видов и т. д.);
- сюжетные картинки, среди которых обязательно картинки по различным временам года, а в старших группах и времени суток, картинки из литературных произведений, сказок, из жизни детей и взрослых (профессии, школа, детский сад и т. д.);
- серии картинок для составления связного рассказа;
- логопедический альбом – так же представляет собой подбор картинок с произнесением определенных звуков, как в изолированной позиции, так и в различных положениях в слове (в начале, конце, середине). Подбирая картинки для этого альбома, следует помнить о том, что в русском языке не всегда звуки произносятся так, как пишутся (оглушение согласных в конце слов, безударные гласные в корне слова, озвончение согласной перед звонкой согласной (просьба). Звук должен быть слышен четко, название предмета должно быть простым и предмет знаком детям. Так же в русском языке встречается разная артикуляция звука в положении твердом и мягком (л- ль, р- рь). У ребенка в речи может присутствовать твердый звук и отсутствовать мягкий или наоборот. Об этом так же следует помнить при оформлении логопедического альбома;
- так же хорошо иметь наборы мелких игрушек (животных, людей, посуды) для составления рассказов, пересказа сказок, проведения индивидуальных дидактических игр с детьми;
- дополнительные материалы для развития дыхания. Так как одной из задач начиная с младшей группы, является формирование правильного речевого дыхания, необходимо иметь игрушки, позволяющие его развивать : вертушки, трубочки, бумажные султанчики.
- материалы для развития мелкой моторики – известно так же, что развитие мелкой моторики руки стимулирует развитие речевых зон коры мозга. Поэтому в речевой зоне целесообразно иметь различные предметы для развития мелкой моторики : наборы конструкторов, мозаики, пуговицы, счетные палочки, спички с отрезанными головками, штампики и т. п. Следует помнить о технике безопасности в работе с мелким материалом, особенно в младших группах;
- дидактические игры по развитию речи (педагоги могут сделать их своими руками или купить готовые);
- специальные игрушки и игровые пособия, стимулирующие речевую активность (телефоны, в том числе и детские мобильные, макет телевизора, микрофон).
Для стимуляции речи очень хорошо так же использовать различные виды театра. Поэтому в уголке речевого развития могут быть наборы для театрализованной деятельности, игрушки би-ба-бо.
В уголке речевой деятельности педагоги так же хранят пособия, которыми они пользуются в работе с детьми: книги с чистоговорками, скороговорками, речевыми упражнениями ( может быть картотека сгруппированная по какому- либо признаку: возрасту детей или определенному звуку, речевой задаче, книги и пособия по логопедии.
Более подробно хотелось бы остановиться на использовании такого пособия, как опорная схема. Известно, что самый трудный раздел в развитии речи – это составление рассказа. Именно опорная схема поможет воспитателю научить ребенка последовательно составлять рассказ. Составить такую схему может сам воспитатель. Например, описание игрушки. Какую схему можно придумать? (название, цвет, форма, величина, назначение). Составление рассказа по картине. (Время года, где происходит действие, изображенные персонажи, действия персонажей). Опорные схемы широко используются в коррекционной педагогике. В том числе в работе с умственно отсталыми детьми и позволяют добиться успехов в их обучении.
Здесь же находится тетрадь для индивидуальной работы с детьми по развитию речи, материалы по диагностики, позволяющие воспитателю охватить работой всех детей и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Речевой дворник. Создается в речевом уголке или рядом. Он включает в себя чудо- дерево, дидактический домик, разнообразных жителей.
Чудо дерево может быть внесено со средней группы. Оно будет жить (и даже расти) вместе с детьми до их выхода из детского сада. С помощью чудесного дерева воспитатель решает самые разнообразные задачи по развитию речи. Для начала воспитатель напоминает детям известную сказку К. И. Чуковского, в которой на дереве росли не листочки и цветочки, а чулки да башмачки. В нашей группе так же появилось такое необычное дерево. На нем будут появляться различные подарки и сюрпризы, интересные загадки и задания. Какие? Мы скоро узнаем. А сейчас давайте рассмотрим наше удивительное деревце.
Дерево может быть изготовлено по- разному. Может быть переносной макет из картона или фанеры. Может крепиться к стене и быть снабжен набором крючков для закрепления каких- либо картинок или заданий. Может быть оформлен в виде книги с несколькими страницами. Это позволяет увеличить объем зданий и больше подходит для подготовительной группы. Становится возможным разместить некоторое количество индивидуальных заданий для детей – они могут выполнять их самостоятельно.
Все задания воспитатель готовит заранее, в тайне от детей. Для детей они должны быть сюрпризом.
Копилка слов (в картинках). После соответствующей работы картинка с дерева складывается в коробочку (сундучок, где живут слова. Это своеобразный накопитель словарного материала. В последующем воспитатель использует эти картинки для решения различных речевых задач, используют в дидактических играх на занятиях.
Например, в игре «Магазин» возможны разные варианты: купить все слова, имеющие отношение к слову «вода» (однокоренные термин не дается); купить слова, в которых звук «К» стоит в начале (середине, конце слова, «Загадай слово» (загадать картинку и не называя ее рассказать между какими словами – картинками оно находится и т. д.).
Игры на поддувание – на чудесном дереве периодически появляются различные пушочки, листки, вертушки, трубочки. Эти игры развивают речевое дыхание.
Игры и задания для развития мелкой моторики руки. Дети периодически получают от чудо- дерева просьба украсить его ветки цветами (мозаика, ниткопись, штампы и другие виды изобразительной техники, построить из конструктора или спичек лесенку, колодец и т. п. Т. е. проводятся игровые упражнения для развития руки.
Дидактический домик – широко используется в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Его желательно сделать из простой коробки с крышкой, которую можно снять и заглянуть внутрь (для отработки предлога «В». Домик стоит на столбах- опорах (для отработки предлога «под»). Так же отрабатываются и другие предлоги и пространственные представления: «За», «Перед», «Слева», «Справа», «На». Вокруг домика разворачиваются разные события, содержание которых направлено на отработку пространственных предлогов. Домик заселяют разные персонажи по усмотрению воспитателя и с учетом интересов детей конкретной группы. Персонажи играют в прядки и другие игры, встречают и провожают гостей, расставляют мебель в домике, отправляются в путешествие и т. д.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Никакой материальный мир не может заменить живого человеческого общения. Поэтому очень важно, чтобы ребенка в любом возрасте окружала чистая, правильная, грамотная, культурная, богатая речь.
- Детям много выразительно читали произведения детской литературы, причем народные сказки следует читать в оригинале, а не в современном пересказе, где мораль бывает очень неожиданной.
- Дети имели возможность слышать исполнение литературных произведений профессиональными артистами (поэтому очень хорошо иметь в уголке речевого развития магнитофон или набор записей);
- окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка;
- взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (отмечать успехи ребенка, поощрять его красивые высказывания и т. д.).
Можно завести копилку добрых слов (и дел). Только работа эта должна вестись в течение определенного времени, а не одномоментно, как и вообще любая воспитательно-образовательная деятельность.
Педагог должен поддерживать контакт с родителями. О проблемах ребенка проводятся индивидуальные беседы с родителями, консультации логопеда. Вопросы воспитания культуры речи, художественного слова выносятся на родительские собрания, консультации. Интерес к проблемам речевого развития могут поддерживать материалы в родительском уголке : «Говорят наши дети», «Что читать ребенку», «Запомните, как правильно говорить». Эти рубрики так же необходимо время от времени менять. Данные материалы так же должны быть представлены в педагогической копилке педагога.
ЛИТЕРАТУРА:1. Т. И. Гризик «Развитие речи детей» М Просвещение 2005г.