Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»

Варганова Татьяна
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы:

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Публикация «Консультация для воспитателей „Играем пальчиками“» размещена в разделах

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (см. Приложение, например, игру «Маленький паук»). Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая — мышку). Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга (см. Приложение, например, игру «Гроза»). Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом — бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д. (см. Приложение, например, игру «Петушок»).

* Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки- сгибания и разгибания пальчиков (см. Приложение, например, игру «Наши пальчики»).

* Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии (см. Приложение) имеется немало направленных на это упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.

* Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

* Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

* Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение, т. к. объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не замечать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.

* Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.

В пособии (см. Приложение) я предлагаю задания на развитие не только первых трёх пальцев (социальная зона руки, и так активных в быту, в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца (которые часто остаются без внимания) : «Слон», «Козочка», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Наши пальчики», «Радуга».

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых мной пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник», в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Осьминоги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчиками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость, что облегчает приобретение навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).

Игры с пальчиками - это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!

Приложение

ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

СЛОН

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ.

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные пальцы превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. По сигналу «стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

СОРОКОНОЖКИ

Между кочек по дорожке

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо»/«налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

БАБОЧКА

Только солнце засияет —

Сразу бабочка взлетает.

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывая, то закрывая крылышки.

Попорхает — утомится,

Отдохнёт — опять кружится.

Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т. п., складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

КОЗОЧКА

Вот идёт на нас коза –

Озорная егоза.

Ты, коза, нас не бодай,

Лучше с нами поиграй.

Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая рожки козочки. Остальные пальцы прижаты к ладони.

МАЛЕНЬКИЙ ПАУК

Это маленький паук,

Мухам враг он, а не друг.

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол. Паутинку он сплетает, Мух на ужин поджидает. Пальцы медленно перебирают нитку (шнурок).

ЧЕРВЯЧКИ

Червячки устали спать,

Червячки пошли гулять.

Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (стоят). Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь, указательный и большой пальцы ползут по столу, изображая гусениц.

Лужи быстро обошли

И назад, домой, пришли.

Червячки обогнули лужи (блюдца с водой).

РЫБКИ

Рыбки под водой резвятся:

Вместе плавают, кружатся.

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют - раз, два, три.

Как им весело, смотри!

Ладонями делать «ныряющие» движения.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем»Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем» В. А. Сухомлинский:Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры и упражнения.

Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь» Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях. Задачи:.

Конспект занятия на тему: «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы Конспект занятия на тему: «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы. Воспитатель: Демидова О. А. МДОУ «Медновский детский сад».

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» Программное содержание: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту; Учить.

Консультация по развитию мелкой моторики рук «Играем нашими пальчиками дома» Консультация по развитию мелкой моторики рук “Играем нашими пальчиками дома” Развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие.

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Играем пальчиками – развиваем речь Цель. Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию разных приемов и способов.

Мастер-класс для воспитателей «Играем пальчиками-развиваем речь» «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь»Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь» Режимный момент «Играем с пальчиками развиваем речь» Цель: Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 20:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»» (включая файлы) размещена пользователем Варганова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД