Людмила Носкова
Консультация для воспитателей «Ребенок и рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Ребенок и рисование»
Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития изобразительных навыков детей, активизировать знания дидактических основ организации занятий,дать советы по практическому руководству деятельностью детей на занятиях по рисованию
Публикация «Консультация для воспитателей „Ребенок и рисование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь не понятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать : " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайна богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, то мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями вышитых вручную бисером :
Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность - это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. В детском саду проходят первые занятия по приобщению ребенка к прекрасному,на которых он узнает много нового, интересного, а сколько положительных эмоций и чувства радости, удивления они вызывают уже ни у одного поколения. Ребенок учится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина И не стоит забывать о том, что занятия изодеятельностью в д/ саду направлены на развитие у дошколят художественно - творческих способностей. А художественное творчество - это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой ни как у всех замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют всё. Так чтоже представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Чем он наст привлекает и что мы ценим в нем?
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно не форма и способы, а уменеи,используя минимум средств, передать свое состояние.
Другое достоинство рисунка –его содержательность. Как только малыш понимает, что на листочке может быть чтот-то иображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок рассказывает о своем замысле: «Это рыба,а это акула-каракула подскочила» Обращается к маме 6»Слышишь,как рычит-сейчас съест.» На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников-все,что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка –смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос?Пожалуйста! А хотите увидеть,как растут деревья? Нет,не просто деревья, а именно кА крастут?Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать «вжик».Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску,смелость-непременное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости приходит осторожность. И взрослый в ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа : «Не умею рисовать», «Не хочу, небуду, нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм,оптимизм содержания детского рисунка-показатель природной доверчивости,доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Выразительность-еще одно качество детского рисунка. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Как же удается ребенку выполнитьь выразительный рисунок? Какие средства он использует? Это безусловно, техническая сторона худ. деятельности – те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирования котрых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких,чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. Иногда ребенок,казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету:все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что –предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он,как правило, сильно увлечен изображением,скорее его содержанием, и делает своеобразный «подарок»
образу,как бы украшая его. Многими исследователями замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев,приятные события, а темными («грязными»)-нелюбимых, злых персонажей и печальные явления.
Многими исследователями детского рисунка отмечается,что дети,осваивая цвет,начинают использовать его однозначно,земля –всегда черная (коричнева, небо-синее,солнце-желтое (красное,трава –зеленая и т. п. Т. е цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
Очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег,как инебо,может быть и голубым,и серы, и сиреневым). В результате таких наблюдений,а также занкомства с произведениями изветсных художников, ребенок начинает использовать цвет более разнообразно,реалистично и выразително. Он может использовать цвет «подражательный» ,близкий к реальному, и «неподражательный».У ребенка должно быть право выбора. Главное, позаботится о том, чтобы выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет и колорит детского рисунка будет выразительным.
Другое средство выразительности,используемое дошкольником- линия. Исследователи отмечают, что предметы,явления которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный,более значимый для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
Чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком –дошкольником,важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями,игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла,которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Иногда,без учета личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребенка кА кнеграмотный и невыразителный. Ное если рассматривать его какк произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод. Пример / с 14. Г Григорьева/
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских арбот- относительно самостоятельное качество. Оно может как сочетаться с грамотностью,выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького художника может быть и неграмотен, невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба- «ромашка»)
Оригинальность образа,продукта детской деятельности,- показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всез его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения,абсолютным воплощением образа. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. В детском творчестве (при правильтном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Признавая необходимость обучения, В. А. Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии. Известный педагог и художник Б. М. Неменский,говоря об искренности и непосредственности детских рисунков,советовал беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.