ленара галеева
Игры со строительным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Игры со строительным материалом.
Характеристика игр со строительным материалом.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо - другие виды детской игры, приближаются к сознательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения лежащих в основе конструкторской деятельности.
Публикация «Игры со строительным материалом» размещена в разделах
Виды строительных материалов :
-специально-созданный (напольный, настольный строительный материал).
-природный (песок, снег, глина, камни).
-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). В сооружении постройки изготавливали игрушки, и игра заключается в следующем: дети договариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – всё это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
Особенности игр со строительным материалом.
Является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение, разработана методика формирования у детей конструктивных умений Е. А. Флерина, З. В. Лиштвана и т. д.
Методика обучения конструктивных умений.
Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослых к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности с взрослым, а затем переносят их преображения, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительными материалами.
Приёмы педагога на занятиях.
Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом педагог использует различные приёмы, сам строит, использует приёмы сотворчества (достроить, перестроить и т. д.)
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом, много даёт ознакомление со строительством в действительной жизни (на прогулках, экскурсиях).
Методические приёмы.
В процессе объяснения конструктивным умениям используются различные методические приё мы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приёмов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указанием условий.
Образец.
Используется во всех возрастных гипотезах при формировании у детей новых умений, способов конструирования. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а потом дети выполняют постройку вместе. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения её задач меняется методика использования образца. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертёж, схема постройки, также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая её конструктивные способности.
Виды конструирования.
Конструирование по образцу самый распространённый вид конструирования. Использование способов предъявления образца. Этот вид конструирования имеет много положительного, у детей формируются различные умения, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
Конструирование по заданной теме подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели и т. д. В средней группе предлагают конструирование транспортных средств. Детям старшей группы предлагают конструирование военной или строительной техники, жилища людей. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструирования.
Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в которой ребё нок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует её, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для неё : с детьми среднего и старшего возраста рекомендуется провести беседу, предложить вспомнить какие сооружения они наблюдали на прогулке, рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий.
Конструирование по условиям содержит больше развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здания. Для того чтобы выполнить постройку, задаются определённые параметры (ширина, высота и т. д.). Исходя из данных условий, ребёнок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.
Стройка по моделям. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, склеенная постройка) на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля). Ребё нок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка и т. д.) потом подбирают те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинается мысленное представление предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу.
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их на протяжении всего дошкольного периода.