Ольга Шорстова
Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Неуверенный ребёнок.
Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях с окружающими людьми.
Проблеме воспитания произвольного активного поведения у дошкольников уделяется большое внимание, и не случайно. Ведь малая общительность, неуверенность, застенчивость – это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребёнка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. Нередко у такого ребёнка может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В каждой группе детского сада вы встретите детей нерешительных, застенчивых, неуверенных. Установить контакты с незнакомым человеком им чрезвычайно сложно. Собственная самооценка чаще всего ниже реальных возможностей («У меня не получится», «А я не могу», «Не знаю»). Как правило, они долго не приступают к выполнению задания, неуверенны в своих возможностях, постоянно ощущают нехватку времени, чтобы завершить работу.
Все мы знаем: внешне неуверенный ребёнок чаще всего заторможен, легко смущается. Вместе с тем, что на первый взгляд кажется парадоксальным, его неуверенность может совмещаться с удивительной активностью, упрямством. Такая различная картина в поведении определяется разными позициями: в одном случае осторожно – оборонительной, в другом внешне уверенно – наступательной. Но в основе первой и второй позиции тем не менее лежит внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.
Развитию неуверенности, как показало исследование. Может способствовать и многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или, наоборот, равнодушное отношение окружающих. К слову, эмоциональное неблагополучие ребёнка как в семье, так и в детском саду способствует развитию чувства страха, замкнутости, чувства незащищённости, одиночества, недоверия к людям. А это уже основа роста неуверенности в своих силах. И действительно, «эмоциональное созвучие» со взрослыми, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребёнка к хорошим поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в контакт со взрослыми, проявляет высокую социальную активность.
Как отрицательный факт, способствующий формированию неуверенности выделяется авторитарный стиль общения в саду и в семье, и в детском саду. При авторитарном стиле общения в сравнении с демократическим отношения между детьми более конфликтны, большее количество детей испытывает эмоциональное неблагополучие. Особенно сильное воздействие оказывает общая негативная оценка личности ребёнка. Дети, в семье которых царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, инициативны, менее самостоятельны в своих поступках. Однако покорные со взрослыми, они в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными нормами.
Итак, три типа воспитательной тактики взрослых (как родителей, так и воспитателей) : авторитарная, демократическая и либеральная.
К авторитарному типу отнесли взрослых, которые, воспитывая детей, добиваются от них слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию; злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий. При таком типе воспитания строгость и наказание – основное педагогическое средство.
К демократическому типу воспитания причислили родителей и воспитателей, которые относятся с уважением к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывают их индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают в необходимости выполнить то или иное требование, исходя при этом из возможности понять и принять объяснения взрослого. Воспитатели, не сковывая самостоятельности и активности детей, вместе с тем воспитывают организованных ребят, дисциплинированных. В общении с детьми преобладают положительные оценки, в том числе предвосхищающая общая положительная оценка.
Либеральный тип мы охарактеризовали низкой степенью контроля, «вседозволенностью», т. е. отсутствием всякой требовательности к детям, равнодушным отношением, некоторой отчуждённостью во всех ситуациях, за исключением тех, когда возникает угроза жизни ребёнка, физической травмы. Этот стиль можно назвать «попустительским».
Выявлена общая тенденция: как в группах воспитателей авторитарного типа, так и в семьях больше неуверенных детей. Отсюда и неудачи в деятельности, и низкий уровень умений и навыков в отдельных видах деятельности. Как же помочь ребёнку? Эмоционально поддержать одобрительным взглядом, улыбкой, мягким поглаживанием руки, ласковым советом.
Вдумчивый педагог обязательно проявит такт к своим детям, постарается снять отрицательное эмоциональное напряжение у них, чувство дискомфорта. Он, несомненно, будет формировать правильное отношение ко всем – и к окружающим сверстникам, и ко всем взрослым, и к себе.