Мария Джамакашвили
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Здоровье – это состояние физического и психического благополучия человека.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Здоровьсберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействия детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Виды здоровьсберегающих технологий, внедряемы в систему работы воспитателя :
- медико – профилактические технологии;
- физкультурно – оздоровительные технологии;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии обеспечения социально – психологического благополучмя ребёнка;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Этапы внедрения здоровьсберегающих технологий :
- анализ исходного состояния, физического развития и физической подготовленности дошкольников;
- организация здоровьсберегающего образовательного пространства в ДОО;
- освоение педагогами ДОО методик и приёмов здоровьсбережения детей и взрослых ДОО;
- внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для различных категорий детей и взрослых.
Система здоровьесбережения в ДОО :
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих процедур (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная активность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико – профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.
Результаты внедрения здоровье сберегающих технологий в ДОО :
- сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО;
- проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОО;
- улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников;
- снижение уровня заболеваемости.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
внедряемые в МКДОУ №41 п. Рябово
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Стретчинг
Проводится 2 раза в неделю по 30 минут, не раньше, чем через 30 минут после еды.
Этот способ позволяет естественным путём растянуть мышцы. Рекомендуется детям с вялой осанкой, плоскостопием.
Ритмопластика
Проводится 1 - 2 раза в неделю по 30 минут, не раньше, чем через 30 минут после пищи в форме кружковой работы
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Динамические паузы
Проводятся во время НОД, 2 – 5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и др.
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Подвижные и спортивные игры
Как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью подвижности.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация
Проводится в любом помещении. Для работы используется спокойная классическая музыка.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Технологии эстетической направленности
Реализуются при НОД художественно – эстетического цикла, при посещения музеев, театров, выставок и тд.
Рекомендуются для всех возрастных групп. Особое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая.
Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.
Рекомендовано всем детям. Систематическое упражнение пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует мелкую моторику. Стимулирует речь, пространственное мышление, кровообращение, воображение. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз
Проводится ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Способствуют снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал.
Гимнастика дыхательная.
Проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы в хорошо проветриваемом помещении.
У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Проинструктировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика бодрящая
Проводится ежедневно после дневного сна, 5- 10 минут.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам и др.
Гимнастика корригирующая
Проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.
Форма проведения гимнастики зависит от поставленной задачи и возраста детей.
Воспитатели.
Гимнастика ортопедическая
Проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
НОД по физической культуре
Проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. НОД проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОО.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Утренняя гимнастика
Проводится утром согласно режиму дня
Занятия проводятся в соответствии с возрастом детей.
Игротреннинги и игротерапия
Проводятся в свободное время, можно во второй половине дня. Время не фиксировано.
Занятие может быть организовано незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры
Проводятся 1 – 2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста.
Игры строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т. д.
НОД из серии «Здоровье»
Проводятся в игровой форме с младшей группы – 4 раза в месяц.
Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств.
Самомассаж
Выполняется самим ребёнком, проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД
Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомоссаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий в осенний и весенний периоды в любое время дня. Строго по специальной методике.
Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал.
3. Коррекционные технологии.
Арттерапия
Мероприятия проводят в увлекательной игровой форме, в непринуждённой и уютной атмосфере.
Способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека.
Технологии музыкального воздействия
Проводятся в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.
Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия
Проводятся по 2 – 3 раза в месяц по 30 минут.
Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы.
Воспитатели.
Технологии воздействия цветом Проводятся как НОД 2 – 4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОО.