зулькарняева нязиря
Консультация для воспитателей «Методика обучения пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика обучения пересказу“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,. знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.». Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.
Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа :
- подробный или близкий к тексту;
- краткий или сжатый; выборочный;
- от лица литературного героя и пр.
При пересказе предлагается использовать различные методические приемы :
- воспроизведение текста по серии сюжетных картинок;
- по пространственно-временной модели, на которой символами изображены герои и их основные действия;
- по серии предметных картинок, с помощью которых обозначаются ключевые слова из текста – заяц, болото, лягушка и т. д.
В ходе обучения пересказу педагог должен обращать внимание на выразительность пересказа, при необходимости корректно исправлять речевые недочеты и давать ребенку возможность повторного действия, если он чувствует, что первая проба была не совсем удачной.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть, развивают его речевые умения.
Подбирая произведения для пересказа воспитателю необходимо учитывать следующие требования и ним:
- высокая художественная ценность;
- динамичность, лаконичность, и вместе с тем образность изложения,
- четкость и последовательность развертывания действия;
- занимательность, а также доступность содержания;
- небольшой объем;
- возможности воспитательного воздействия.
Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но есть общие методические приемы.
План занятий по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
- первичное чтение произведения,
- беседа по вопросам,
- повторное чтение,
- пересказ.
Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям:
- логику повествования,
- взаимосвязь и взаимодействие героев,
- в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка,
- после пересказа помогают проанализировать его.
В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа, который воспитатель составляет один или вместе с детьми.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является:
- выработка умений слушать,
- отвечать на вопросы,
- вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.
На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:
1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка,
2. подвести к воспроизведению текста
В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.
При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи:
- их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии;
- выразительно передавать разговор действующих лиц;
- слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержании произведения, последовательности событии, а также некоторых средств художественной выразительности.
Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.
Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают :
- воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания,
- выразительной передачи диалогов персонажей.
- если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно передавалась мысль автора.
Подготовку детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану: на первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведении:
- уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- использовать выразительные средства.
Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.
Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:
1. Вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный, настрой, и т. п. ;
2. Чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;
3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Беседа не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.
4. Повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова, так и свои, точно передающие смысл прочитанного. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»
Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
• лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
• использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;
• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
• беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
• выделение из текста фраз к каждой картинке;
• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов :
• Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
• В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
• Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
• В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
• Игровые приемы (например, пересказ, сидя у макета телевизора).
Список литературы: