Айгуль Аралбаева
Консультация для воспитателей «Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги!
Социально-личностное развитие детей – понятие довольно обширное и многоаспектное, поскольку включает в себя разносторонние компоненты, например, такие как включение ребенка в общественные отношения, трудовые навыки, восприятие принятых норм и нравственных установок, собственные психологические особенности и многие другие элементы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии старших дошкольников“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
На наш взгляд, успешному социально-личностному развитию детей в старшем дошкольном возрасте способствует именно совместная деятельность воспитанников и воспитателя в рамках реализации тематических проектов с учётом различных направлений, средств, форм и методов работы, при которой бы каждый ребенок смог себя проявить.
Поэтому для использования башкирских народных сказок как средства социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста предлагаем вашему вниманию комплекс мероприятий по ознакомлению с башкирскими народными сказками с учетом следующих блоков:
1. Блок 1. «Я»-концепция. Формирование представлений о себе;
2. Блок 2. Усвоение элементарных социальных норм и правил поведения;
3. Блок 3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.
К каждому блоку мы подобирали башкирские народные сказки с соответствующей воспитательной идеей. Например, для формирования патриотических чувств (Блок 3) была подобрана сказка «Алп-батыр», в которой повествуется легенда образования Уральских гор, а также легенда о происхождении башкирского народа от семи главных родов.
К каждой сказке приписывалась характеристика, в которой сказка раскладывалась на :
1. Кластер идей и ценностей (какие воспитательные идеи содержит и провозглашает, к приобщению к каким ценностям призывает);
2. Отношения в сказке (отношения героев между собой рассматриваются с точки зрения их социальных ролей);
3. Эмоциональные состояния (какое поле эмоциональных отношений и чувств раскрывается перед ребенком);
4. Ключевые слова (на чем сделать упор при транслировании основной воспитательной идеи).
Вторым этапом работы со сказкой является разграничение ее педагогических задач на обучающие, развивающие и воспитательные. В целом, можно сказать, что обучающие задачи направлены на формирование соответствующих нравственных представлений блока (например, основная задача блока 2 – формирование основных элементарных социальных норм и правил поведения, будь то уважительное отношение к старшим, послушание). Развивающие задачи направлены на развитие определенного отношения (например, повышения любознательности к башкирскому устному народному творчеству или интереса к башкирскому прикладному искусству). Воспитательные задачи направлены на внедрение правильных моделей поведения, например, доброжелательности, уважения к чужому труду и т. п.
Сама работа над сказками (воспитательный процесс) включает в себя три обязательных пункта:
1) Рассказывание сказки;
2) Словарная работа над новыми словами из сказки;
3) Активное обсуждение – вынесение нравственного урока из прочитанного или услышанного.
Эти занятия вы можете разнообразить другими, не повторяющимися приемами работы со сказкой (например, составление картинок с сюжетами сказки в правильном порядке на развитие логики и памяти, или рисование башкирского национального орнамента на бумажном шаблоне горшка меда из сказки «Медведь и пчелы», драматизация сказок) и многие другие.
Комплексно-тематическое планирование представлено к вашему вниманию в виде таблицы. Мы надеемся, что представленная нами консультация обогатит ваши знания и поможет при развитии воспитанников.