Алёна Филонова
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного
возраста средствами художественной литературы»
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное,
нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого
общества. Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
растущем человеке стремление к подлинной культурности, уже в дошкольном
возрасте следует вырабатывать такие привычки поведения, которые положили
начало дальнейшему совершенствованию личности ребенка, его общему
развитию и воспитанности.
А. С. Макаренко говорил: «Культурное воспитание ребенка должно
начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда
он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить».
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются и
растущим человеком вместе с опытом поведения с накапливанием
нравственных представлений.
В программе сформулированы задачи и содержание нравственного
воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с
учетом возрастных особенностей. Нравственное воспитание должно
осуществляться в ходе всего воспитательно - образовательного процесса.
Эффективным средством воспитания являются правильно организованный
режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная деятельность,
целенаправленное, ненавязчивое руководство со стороны воспитателя,
помогающее детям строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Понятие «культура поведения» дошкольника сложно определить, как
совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного
поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно
выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения,
культурно – гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в
играх, во время выполнения трудовых поручений. Ребенок должен научиться
содержать свое место в порядке, доводить начатое дело до конца, беречь
игрушки, вещи, книги и т. д.
Важный показатель культуры деятельности – умение и желание
трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого
усилия в достижении результата.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и
правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в
быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным
образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий,
жестикуляции. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.
Культурно-гигиенические навыки важная составляющая часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,
прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в
соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому
человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную
одежду. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила
культуры еды : за стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, не спеша,
тщательно пережевывая пищу, бережно относиться к продуктам, к хлебу,
правильно пользоваться столовыми приборами.
Необходимыми условиями для успешного воспитания моральных
чувств и привычек являются многие аспекты. Прежде всего, следует создать в
ДОУ правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами
коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к
политической и трудовой жизни страны – все это должно обеспечить
необходимый стиль.
Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и
родительского коллективов, который складывается в результате
систематической работы детского сада с родителями. Обязательное условие
успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений
между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть
основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании
законов психического развития.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникло
положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям.
Педагогу не следует скупиться на ласку, но ласковое, заботливое
отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к нему,
при которой у ребенка возникает желание поступить лучше, быть
внимательнее и т. п.
В формировании личности ребенка существенное значение имеют
мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности.
Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему,
заступиться за младшего, навести порядок, или мотивы эгоистические:
захватить лучшую игрушку для себя, оказать помощь в ожидании награды,
стать на сторону не правого, но более сильного сверстника. Если в младшем
дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивизации выступают не
всегда заметно, то у детей 5 – 6 лет мотивы поступков с достаточной
определенностью характеризуют уровень воспитанности.
Воспитателю нужно непременно знать о помыслах, чувствах, и
решениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Зная
причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог
сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания.
Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить,
насколько типичен для ребенка тот или иной поступок и стремится вовремя
заметить то новое, чем овладел ребенок.
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков
и привычек культурного поведения необходимо соблюдать принципы
единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач,
методов и средств воспитания : последовательности, систематичности в
воспитании, повторности упражнений в формировании навыков и привычек
при рациональном распределении этих упражнений.
В программе «Истоки» по каждому возрасту конкретно определены
задачи и то, чему дети должны научиться к концу года. Для достижения
необходимо применять разные методы нравственного воспитания. Методы –
это способы педагогического воздействия, с помощью которых
осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и
идеалами общества.
Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться,
как подчеркивает А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или
средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс
различных методов.
Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического
опыта общественного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к
положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных
привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематических
в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и
правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться,
благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться с
вещами. Детей надо приучать к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы
о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется
с помощью упражнения. Упражнение предполагает включение детей в
разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и
взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых,
стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например, воспитатель
проводит экскурсию в соседнюю группу, или принимает гостей у себя. Дети
должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание,
умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с
материалом того или иного уголка группы.
Или же творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр»,
«Магазин», - в этих играх дети упражняются в умении применять свои
теоретические знания правил культура поведения на практике. Метод
приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием
примера взрослого или других людей. Желание быть похожим реализуется
через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения
и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей
другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение
договариваться, а также отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает
детям оценить и показать, как бы они поступили в этой ситуации, если дети
затрудняются, воспитатель показывает сам то или иное действие.
Большую роль также играет в воспитании метод организации
деятельности. Воспитатель продумывает организацию, например,
коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших
объединениях. А детям рекомендует самим обдумать что, как они будут
делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить ее. А в
конце деятельности педагог помогает своим воспитанникам правильно
оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить
вовремя затруднения товарища, придти на помощь и не ждать за это похвалы.
Эти методы могут быть применены и в игровой деятельности и в быту и т. п.
Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников
нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят:
-беседы воспитателя на этические темы,
-чтение художественной литературы и рассказывание,
-рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов.
Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с
небольшими группами детей.
На всех занятиях мы предусматриваем задачи нравственного
воспитания, но не всегда они решаются в течение занятия. Иногда мы
увлекаемся обучающей задачей или познавательной и упускаем из виду
воспитательную.
В связи и усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о
моральных качествах, полезно после этого подобрать игры, упражнения, в
которых дети могли бы обогатить свой практический опыт. И первая и вторая
группы методов включаются широко известные методы: методы убеждения,
положительный пример, поощрения и наказания, убеждение ведется через
доброе и умное слово, используя художественные произведения, пословицы,
поговорки.
Используется положительный пример, воспитатель должен помочь
осознать ребенку его.
Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое
значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для
других. Очень важно замечать и менять достижения, только если ребенок
приложил усилие для того, чтобы поступить лучше. Но следует, прежде чем
похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслуживает похвалы, степень
личных усилий ребенка.
Наказание, применять следует как можно реже и то только после того
как выяснены причины плохого поведения. Частные наказания
свидетельствуют о беспомощности воспитателя.
Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще
раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не
изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании
детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.