Людмила Журавлева
Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста путём ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста путём формирования элементарных математических представлений. "
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны чёткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста путём ФЭМП“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения не очень долго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В тоже время ребёнок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счёту, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих наших школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не арифметического, характера.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени, века информационных технологий.
Исследования психологов Н. Н. Подъякова, А. А. Венгера, А. А. Столяра позволили установить, что у детей дошкольного возраста всё ещё значительную роль играет действенная форма мышления, однако, в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Ребёнок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Дошкольник всё более самостоятельно выбирает и применяет различные способы и приёмы решения вставших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольников показали, что на всём возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Предлагая детям 3-6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку или удерживать на столике с наклонной поверхностью шарик, исследователи получили данные, позволяющие сделать некоторые выводы.
Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы; передвигают фигурки по фону и, соединяя их, получают неожиданные для самих себя сочетания. Поэтому с большим удивлением и радостью трёхлетний ребёнок воспринял задачу расположить фигурки на картинке в очень общей форме. Решая такую задачу, младший дошкольник обычно предварительно не анализирует её условий и прямолинейно идёт к решению путём любого соединения фигур или частей предмета. Критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует.
Не видя существующих в действительности связей (в частности, пространственных) и грубо нарушая их, трёх-, четырёхлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами (по отношению к деревьям на фоне, а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребёнок удовлетворённо заключает, что у него получилась хорошая картиночка, «как дядя скачет на лошади».
Таким образом, конкретную задачу дети этого возраста решают проблемными действиями, а получаемый результат осмысливают лишь после завершения действия.
У детей среднего дошкольного возраста осмысливаемые задачи и способы её решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везёт тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После этого решения, найденного в уме, ребёнок быстро располагает фигурки на определённом фоне. Ещё более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые, не приступая к манипуляциям, внимательно осматривают игрушку и прибегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. Перестройка действия и превращение его из хаотического, поискового в разумное, проблемное характеризует изменение всей мыслительной деятельности ребёнка.
В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а Совершенствуется, переходя на более высокий уровень. Эти изменения в процессе мышления обусловлены, во-первых, расширяющейся практикой ребенка; во вторых, нарастающими в соответствии с возможностями ребенка, побуждающими его к постановке и решению новых, всё более разнообразных и сложных задач; в-третьих, возрастающим значением речи.
Усвоение ребёнком словаря и грамматического строя речи позволяет ему не только осмыслить саму задачу, но и осознать способы её решения. Включаясь в практическую деятельность ребёнка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления, превращая практическое действие в сложное по структуре умственное действие. Такое умственное действие развёртывается на уровне обобщенных знаний и осуществляется путём использования всё более обобщенных способов оперирования ими.
Главная цель словарной работы с детьми по развитию математических представлений – уточнение смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Известно, что результат обучения зависит от развития мышления и речи.
Место назначения и характер речи детей меняется по мере освоения действия. Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, то на втором и третьем - рассуждают.
Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку.
Опыт современных психолого-педагогических исследований показывает, что использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию мышления, логичности и последовательности мысли. Каждая из задач содержит четкую конкретную цель, определённую трудность, которую необходимо преодолеть. При решении такого рода задач ребёнок должен проявить достаточную настойчивость и целенаправленность, тщательно проанализировать имеющиеся условия, проявить усилия в поисках наиболее целесообразного способа решения. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Дети учатся догадываться, доказывать, что они активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, настольно-печатных игр. Они настойчиво ищут ход решения, который приведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность.
Увлеченные игрой дети лучше усваивают программный материал, приобретают знания, умения и навыки. Вот поэтому включение занимательных игр и задач в занятии и игровые ситуации очень эффективны.
Однако, не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, наличием или отсутствием которого надо смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки в этой области весьма скромны).