Елена Петровна Бойко
Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для учителей-логопедов Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста
АКТУАЛЬНОСТЬ
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у таких детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности очень низкий.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования поддерживает интерес и помогает решить эту проблему.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение в логопедической работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями (ОНР) речи метода моделирования. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет учителю-логопеду удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Я остановилась на авторе Ветлугиной, где она утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции -удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель данного моделирования - изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (лексической темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Помочь ребенку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов: это цвет, форма, размер, пространственное расположение и четыре основные категории величины: длина, ширина, высота, толщина.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Особенности данного метода - применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Эффективность использования метода зависит от определенных условий
Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементы моделей) могут выступать символы разнообразного характера:
Предметные:
Геометрические фигуры
Символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, условные обозначения)
Опорные картинки (предметные, сюжетные, серии сюжетных картинок)
Предметно-схематичные:
Планы и условные обозначения, используемые в них (сенсорно-графические, предметно-графические планы, условные обозначения: мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы-карточки)
Блоки – рамки
Часто используемые приемы наглядного моделирования : применение мнемотехники, пиктограмм, коллажа, опорных картинок.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой).
В своей работе можно использовать пиктограммы с изображением: слов- предметов (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т. д. слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый», слов-действий («идет», «светит», «летает», символов – предлогов (над, под, в) личное творчество логопеда позволяет воспроизвести это в различных вариациях.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».
При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Работа с пиктограммами осуществляется в несколько этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.
На последнем этапе детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.
Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.
Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок, со временем дети смогут самостоятельно смоделировать понравившиеся произведения.
Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Коллаж - это лист картона, на который наносят различные картинки, буквы, геометрические фигуры. Это обучающие пособие решает различные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. данное пособие можно использовать в разных видах детской деятельности. Ребенок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Этапы работы по составлению коллажа:
Рассматривание и разбор того, что изображено на коллаже.
Работа со словарем: подбор прилагательных по характерным признакам, употребление антонимов, синонимов.
Составление рассказов с опорой на изображение.
Составление коллажа на примере рассказа «Осень» :
«На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд) (Красные, желтые). листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи и. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права».
Практика показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении, для решения этих проблем можно использовать метод наглядного моделирования.
Модели, схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования можно применять как в работе с детьми на логопедических занятиях (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной разговорной речи детей).
«Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагается по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по предложенному плану:
название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать, когда вырастешь.
«Времена года». Составить рассказ по плану-мнемотаблице о зиме.
1. Какое время года?
2. Как зимой выглядит земля?
3. Что происходит с деревьями зимой?
4. Рассказ о солнце зимой.
5. Что люди делают со своими домами зимой?
6. Изменения в жизни птиц.
7. Изменения в жизни животных.
8. Какую одежду носят дети зимой?
9. Занятия детей.
Так же эту таблицу можно использовать при составлении описательных рассказов и про другие времена года.
Заучивание стихотворений (на примере стихотворения «Снеговик»)
СНЕГОВИК
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;
• цвет
• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)
• за что нравится (не нравится)
В качестве примеров предлагаются планы рассказов с ответами детей:
Домашние животные.
Овощи и фрукты.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине:
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины.
Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.
Отметить особенности композиционного фона картины.
Определить причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Составление рассказа по серии картин «Ёжик и дождик», «Семья».
Пересказ литературных произведений. Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:
1. рост (высокий, низкий, большой, маленький)
2. полнота (худой, полный)
3. прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)
4. глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)
5. нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)
6. губы (узкие, пухлые, красные, розовые)
В старшем дошкольном возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.
Метод моделирования можно с уверенностью назвать технологией развивающего обучения, так как для него характерны все признаки технологии:
1. Обучение посредством метода моделирования осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, носит характер взаимосвязанной деятельности и предполагает активное участие обеих сторон в образовательном процессе;
2. Обучение посредством данного метода предполагает применение определенных, конкретных приемов и способов организации образовательной деятельности.
3. Моделирование предполагает четкое проектирование, планирование, четкую организацию процесса обучения.
4. Использование данного метода диктует необходимость создания специальных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала ребенка.
Эффективность применения моделирования подтверждают следующие результаты:
1. Повышение активности в речевом общении
(дети отвечают на вопросы и сами задают вопросы).
2. Проявление творческой активности, самостоятельности.
3. Формирование у детей умения обследовать предметы, выделять их основные признаки; составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
4. Развитие неречевых процессов: памяти, внимания, мышления.