МААМ-картинки

Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»

Елена Петровна Бойко
Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для учителей-логопедов Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у таких детей можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности очень низкий.

Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования поддерживает интерес и помогает решить эту проблему.

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение в логопедической работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями (ОНР) речи метода моделирования. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет учителю-логопеду удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Я остановилась на авторе Ветлугиной, где она утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции -удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель данного моделирования - изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (лексической темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Помочь ребенку уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов: это цвет, форма, размер, пространственное расположение и четыре основные категории величины: длина, ширина, высота, толщина.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Особенности данного метода - применение не изображения, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий

Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные методы и приемы наглядного моделирования :

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементы моделей) могут выступать символы разнообразного характера:

Предметные:

Геометрические фигуры

Символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, условные обозначения)

Опорные картинки (предметные, сюжетные, серии сюжетных картинок)

Предметно-схематичные:

Планы и условные обозначения, используемые в них (сенсорно-графические, предметно-графические планы, условные обозначения: мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы-карточки)

Блоки – рамки

Часто используемые приемы наглядного моделирования : применение мнемотехники, пиктограмм, коллажа, опорных картинок.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова или выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде- (уход за одеждой).

В своей работе можно использовать пиктограммы с изображением: слов- предметов (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т. д. слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый», слов-действий («идет», «светит», «летает», символов – предлогов (над, под, в) личное творчество логопеда позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание, активизация связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».

При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображения. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Работа с пиктограммами осуществляется в несколько этапов:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из абстрактных символов в образы.

На последнем этапе детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование пиктограмм лучше начинать со знакомых сказок, со временем дети смогут самостоятельно смоделировать понравившиеся произведения.

Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Коллаж - это лист картона, на который наносят различные картинки, буквы, геометрические фигуры. Это обучающие пособие решает различные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. данное пособие можно использовать в разных видах детской деятельности. Ребенок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Этапы работы по составлению коллажа:

Рассматривание и разбор того, что изображено на коллаже.

Работа со словарем: подбор прилагательных по характерным признакам, употребление антонимов, синонимов.

Составление рассказов с опорой на изображение.

Составление коллажа на примере рассказа «Осень» :

«На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из-за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд) (Красные, желтые). листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи и. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права».

Практика показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении, для решения этих проблем можно использовать метод наглядного моделирования.

Модели, схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования можно применять как в работе с детьми на логопедических занятиях (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной разговорной речи детей).

«Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагается по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по предложенному плану:

название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать, когда вырастешь.

«Времена года». Составить рассказ по плану-мнемотаблице о зиме.

1. Какое время года?

2. Как зимой выглядит земля?

3. Что происходит с деревьями зимой?

4. Рассказ о солнце зимой.

5. Что люди делают со своими домами зимой?

6. Изменения в жизни птиц.

7. Изменения в жизни животных.

8. Какую одежду носят дети зимой?

9. Занятия детей.

Так же эту таблицу можно использовать при составлении описательных рассказов и про другие времена года.

Заучивание стихотворений (на примере стихотворения «Снеговик»)

СНЕГОВИК

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию

•величина;

• цвет

форма

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит)

• за что нравится (не нравится)

В качестве примеров предлагаются планы рассказов с ответами детей:

Домашние животные.

Овощи и фрукты.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине:

Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины.

Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.

Отметить особенности композиционного фона картины.

Определить причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Составление рассказа по серии картин «Ёжик и дождик», «Семья».

Пересказ литературных произведений. Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:

1. рост (высокий, низкий, большой, маленький)

2. полнота (худой, полный)

3. прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)

4. глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)

5. нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)

6. губы (узкие, пухлые, красные, розовые)

В старшем дошкольном возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.

Метод моделирования можно с уверенностью назвать технологией развивающего обучения, так как для него характерны все признаки технологии:

1. Обучение посредством метода моделирования осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка, носит характер взаимосвязанной деятельности и предполагает активное участие обеих сторон в образовательном процессе;

2. Обучение посредством данного метода предполагает применение определенных, конкретных приемов и способов организации образовательной деятельности.

3. Моделирование предполагает четкое проектирование, планирование, четкую организацию процесса обучения.

4. Использование данного метода диктует необходимость создания специальных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала ребенка.

Эффективность применения моделирования подтверждают следующие результаты:

1. Повышение активности в речевом общении

(дети отвечают на вопросы и сами задают вопросы).

2. Проявление творческой активности, самостоятельности.

3. Формирование у детей умения обследовать предметы, выделять их основные признаки; составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.

4. Развитие неречевых процессов: памяти, внимания, мышления.

Публикации по теме:

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок»Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок» Мастер- класс: практическая часть Логосказка: «Волшебный цветок" Цель: Поделиться опытом работы с логосказкой для использования педагогами.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 20:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петровна Бойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД