Светлана Егорова
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
С. Г. Егорова
Старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 8» г. о. Самара
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании в создании необходимых условий правильного воспитания детей.
На современном этапе существуют следующие противоречия при реализации задач сотрудничества педагогов и семьи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- использование тактики воздействия педагогов на ребёнка и родителей, исключающей взаимную активность взрослых и детей, сотворчество и развитие гармоничных отношений;
- не владение приёмами взаимодействия;
- отсутствие ориентации на индивидуальный и коллективный результат.
Немного о традиционных формах работы с родителями :
- общие родительские собрания;
- групповые родительские собрания;
- показ открытых занятий
- оформление уголка для родителей.
Помочь преодолеть барьеры на пути развития взаимодействия с семьёй помогают нетрадиционные формы с родителями.
В нашем ДОУ организован клуб для родителей. Он стал своеобразной формой общения семьи со специалистами, отличающейся неформальным характером. Участие членов семьи в мероприятиях клуба способствует возникновению желания и умения общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Результативной и интересной формой общения педагогов, специалистов нашего детского сада с родителями считаем консультативный клуб «Содружество». Тематика составляется по запросам родителей, в работе принимают участие врачи, учителя, библиотекарь, юрист и др.
На занятиях клуба родителям предлагаются ролевые ситуации.
Цель работы клуба :
Способствовать объединению родителей и привлечь их к сотрудничеству в решении воспитательных и развивающих задач.
Родительский клуб основан на следующих принципах: добровольности, взаимоуважения, заинтересованности, доверительного сотрудничества.
Предполагаемы результат:
- заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ;
- осознанное отношение родителей к личностному развитию;
- гармонизация детско – родительских отношений.
Основные формы работы клуба :
- тренинги,
- семинары – практикумы,
- деловая игра, круглый стол,
- организация консультирования по интересующим вопросам.
Родители нашего детского сада достаточно образованы: 62% с высшим образованием, 35% со средним образованием. Опросы показывают, что родители имеют доступ к педагогической информации через периодическую печать, Интернет, но часто они пользуются этой информацией бессистемно, используя случайную литературу. Родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя.
Тезис о педагогической несостоятельности семьи потерял свою актуальность. Родителей интересуют вопросы психического развития, раннего обучения, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте. Традиционные формы работы дополняются в ДОУ нашего района такими нетрадиционными, как:
- переписка между педагогами и родителями «Мои первые успехи», «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», семейные альбомы «Моя семья»,
- почтовый ящик, телефон доверия,
- выставки совместных семейных работ,
- совместные мероприятия родителей и детей в детском саду.
Интересной формой привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ, является работа над образовательными и творческими проектами.
В ходе работы над проектами родители вместе с детьми посещали библиотеки, работали в Интернете, рисовали, сочиняли стихи, участвовали в презентации.
Проектная деятельность даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные способности, экспериментировать, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для интеллектуального развития ребёнка большое значение имеет проведение совместно с родителями познавательных викторин, КВН «Умники и умницы», «Советы умной совы».
С повышенным интересом родители относятся к проведению зимних и летних Олимпийских игр, праздников с участием пап.
Работа с родителями в ДОУ организована в форме творческих лабораторий, в которые входят:
- театрализованные представления с участием взрослых в качестве героев: «Взрослые – детям», «Сочиняем сказку вместе», конкурс семейных талантов, конкурс «Ключ семейного счастья»,
- выпуск журналов и газет: «Папа, мама, я – читающая семья», «Диалог с семьёй»,
- кулинарный класс.
Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: читают стихи, поют песни, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории, показывают свои знания, эрудицию, смекалку. При этом важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.
Благодаря использованию нетрадиционных форм работы родители стали активными участниками совместного процесса воспитания и обучения детей.
Для закрепления сотрудничества между родителями и детским садом важно подчёркивать значение ответственности родителей за воспитание детей, воспитывать чувства взаимного доверия всех участников воспитательно – образовательного процесса.