ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [В] — [Ф]; [В’] — [Ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф']"
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка узнавать героев сказки по высоте голоса, а также са-мому изменять высоту голоса.
2. Продолжать учить демонстрировать изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [В'] — [Ф'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
Публикация «Консультация для родителей „Звуки [В] — [Ф]; [В’] — [Ф’]“» размещена в разделах
4. Научить ребенка звуковому синтезу коротких слов.
5. Учить составлять простые предложения с заданным словом.
Задание 1. «Узнай по голосу, кто говорит» (изменение высоты голо-са).
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низ-кий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высо-кий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно в трех вариантах: «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки?.» Затем ребенок сам вос-производит реплики героев разными по высоте голосами.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Скажи О по-разному» (изме-нение тембра голоса).
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука :
«О», — удивилась мама; «О», — стонет бабушка; «О», — поет певица; «О», — потягивается папа; «О», — кричит охотник в ле-су.
«У», — гудит пароход; «У», — дудит дудочка; «У», — плачет мальчик.
Задание 3. Дифференциация звуков [В] — [Ф].
Назвать одинаковый первый звук в словах :
Ваня, Володя, Владик.
Назвать одинаковый последний звук в словах :
шкаф, жираф, шарф.
Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обра-тив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков, обо-значение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]» :
в, ф, ф, в. ; ва, фа, фы, вы.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ва-фа, во. ; фы-вы, фо.
Повторить за взрослым серию слогов:
ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:
шка., сли., тык., голь., гра., жира., бук., тра., шар.
Задание 4. Взрослый предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:
ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы.
(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах, при затруднениях используя карточку и синие кружки с колокольчиком или без.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]) :
кофта, фартук, ворота, фонарик; сова, ванна, диван, фокусник.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове» : какие слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В] :
Фаня — Ваня, софа —.
Дидактическое упражнение «Угадай слово». Взрослый называет слово по звукам, а ребенок называет его целиком:
в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а.
Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф] и [В] (см. темы № 15, 16).
Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].
Составить как можно больше предложений про мальчика Ваню и де-вочку Фаню.
Взрослый читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит ис-править в нем ошибки:
Носит одуфанчик
Желтый сараванчик.
Задание 6. Дифференциация звуков [Ф'] — [В'].
Назвать первый звук в словах : Фима, ведро.
Сравнить звуки [В'] и [Ф'] по артикуляции, обратив внимание на «рабо-ту горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков. Дидактиче-ское упражнение «Скажи наоборот» :
вя-фя, ви. ; фи-ви, фе-.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В'] и [Ф']) :
веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.
Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф'] и [В'] (см. темы № 15, 16).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вите и Фиме» (вспомнить слова со звуками [Ф'] и [В']).
Составить как можно больше предложений про Витю и Фиму.
Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ро-лям.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
«Уродилась свекла
Не на грядке, около!»
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Ю. Моргун
Задание 7. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Ф'] — [В'].
Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В], [Ф'], [В']).
Назвать первый слог в словах:
ворон, фасоль, Федор, веник, воры., весла, фикус, финики, фар-тук.
Договорить последний слог в словах:
коро., со., бро., шка., шар., крапи., дро.
Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обознача-ют профессии людей. Назвать первый звук в этих словах :
фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипе-дист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, ви-ноградарь, фигурист.
Выучить скороговорку:
Влас у вас, Афанас у нас.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [В], [В'], [Ф], [Ф'].