Качанова
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рады видеть Вас на консультации
«Возрастные особенности детей младшего возраста».
Сегодня я расскажу о возрастных особенностях детей 3-4 лет.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Возраст 3-4 года очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень своего развития - переход от раннего детства к дошкольному. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос честным, умным и счастливым.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы ваш малыш вырос здоровым и успешным необходимо умелое руководство со стороны взрослых.
Процесс развития детей кардинально отличается от того, какими они были в яслях. Если ранее дети требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, самостоятельными, хотят познать мир. В этом возрасте ярко выражена потребность в самостоятельных действиях, «Я – сам!», «Я – могу!». Стремление к самостоятельности поддерживается взрослыми, которые помогают освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Задача воспитатель - помочь детям стать самостоятельными. Научить их одеваться, кушать, посещать ванную комнату, туалет самостоятельно. В 3-4 года у ребенка преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реальных и сказочных. Фантастические образы, возникающие у ребенка, эмоционально насыщены и реальны для него. В связи с чем, воспитатель и родители ДОУ должны понимать, что ребенок данного возраста склонен к фантазиям и не всегда, что он рассказывает – правда.
Именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Ребятишки стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «Великой Почемучкой». В это время большими темпами развивается речь.
Данный возраст отличает скорость интеллектуального развития. Некоторые дети быстрее понимают то, что от них хотят взрослые, а другие медленнее. Особенно ярко это прослеживается в образовательном и воспитательном процессе. Дети с 3 до 4 лет отличаются повышенной способностью к обучению, в связи с чем необходима непрерывная работа со стороны семьи и ДОУ.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Процессы памяти остаются непроизвольными.
Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.
Внимание ребенка в этом возрасте неустойчивое. Его по – прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.
Продолжается развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляются на
основе целенаправленных проб с четом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и вводить заключение об их взаимозависимостях.
Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно – действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений. Для детей характерна эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия – в капризы, радости – в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.
Поведение ребенка еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам. В возрасте 3-4 лет умение планировать свою деятельность проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.
Постепенно происходят изменения и во взаимоотношениях между детьми, с переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.
Спасибо за внимание!