Получи документы

Консультация «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности»

Наталья Ватутина
Консультация «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад № 16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»

Консультация для родителей воспитанников

«Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»

подготовила и провела воспитатель

Ватутина Наталья Павловна

Публикация «Консультация „Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ нацелены на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной целью воспитателя будет: разработка и внедрение инновационных форм образовательного процесса. Для этого молодым специалистам необходимо максимально разнообразить знания, умения и навыки ребенка, раскрыть собственный потенциал каждого ребенка.

Начиная практику с ребятами старшей группы, я постоянно наблюдала у детей неутомимую жажду к познанию, к изучению нового, неизвестного. Каждый день 100 вопросов о жизни, о движении, о людях, планетах, а в глазах все новые и новые вопросы. Постоянное стремление получать новые впечатления! Познавательно - исследовательская деятельность дает ребятам возможность почувствовать себя мыслителем, помогает раскрыть свои творческие возможности и гордиться своими открытиями. А нам - воспитателям важно создавать условия для развития этой познавательно - исследовательской деятельности ребенка. Расширять их знания и представления об окружающем мире, ведь именно это в дальнейшем послужит развитию как творческих, так и интеллектуально-личностных качеств малыша.

В поисково-познавательной деятельности мы исследуем с детьми живую и неживую природу, физические явления, преобразование предметов. И конечно основным, главным приоритетом в развитии творческого, интеллектуального развития, я считаю исследовательскую практику. Заучивая любую науку ребята быстро устают, им не хватает внимания и усилий. А когда в игре ребенок превращается в настоящего ученого, который с недоверием относится к поставленной задаче: "А вдруг не получится?. ". И когда в ходе собственных открытий радуется даже самым небольшим победам: "Получилось!". Ребенку гораздо легче познавать новое проходя через это самому, чем заучивать знания в "готовом виде".

Изучая и исследуя окружающий мир с детьми, считаю, что обучение должно быть “проблемным”, т. е. содержать элементы исследовательского поиска. А моя главная задача - это помочь детям в проведении исследований и сделать их интересными, полезными и безопасными.

Организуя учебно-исследовательскую практику, я планирую игровую деятельность следующим образом :

1. Выделение и постановка проблемы детям (заранее намечаю тему исследования);

2. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы - это непосредственно мыслительный процесс детей;

3. Изучение и обобщение фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Это может быть и то, что можно спросить у родителей, а может и изучение информации в энциклопедиях;

4. Обобщение полученных данных. Вывод, решение проблемы. На этом этапе педагогу необходимо направлять детей выделить главное и исключить второстепенное.

Первостепенный и главный из ожидаемых результатов в поиске – это приобретение новых знаний, новых умений и навыков Развитие творческих способностей ребенка.

В процессе поиска, исследования с детьми я использую следующие методы в постановке исследовательской задачи :

1. Педагог ставит проблему, сам намечает стратегию и путь ее решения, но решение находит САМ ребенок.

Пример «Исследование живой природы»

"Ребята, наши зеленые растения-друзья радуют нас свои цветением круглый год! Но нам постоянно нужно ухаживать за растениями, поливать их водой, защищать от холода, предоставлять солнечный свет! Как вы думаете: куда уходит вода, когда мы поливаем цветы? Почему растения не могут расти в темноте? Почему комнатные цветы не растут на улице зимой или осенью?".

Побуждаю детей рассматривать цветы, изучить их корневую систему. Пробуем с ребятами вырастить цветы в темном месте или заморозить лепестки растения. Обращаем внимание на взаимосвязь солнечных лучей и рост растений вверх, "к солнышку". Дети делают выводы о взаимосвязи растений и воды, тепла солнца. О качестве земли, в которую посажены растения, где они растут быстро, а где "спят". И конечно как важно любить растения и говорить им хорошие, добрые слова, ведь от добрых слов хорошо и человеку и цветочку!

2. Взрослый только ставит проблему, а метод ее решения ребята ищут самостоятельно.

Пример «Преобразование предметов»

"Ребята! Наши игрушки в группе немного заскучали, а все от того, что им хочется подружиться с новыми друзьями! А у нас с вами по счастливой случайности много материала, который можно украсить и даже создать что то новое и необычное. Рассмотрите, как коробочку можно превратить в ту или иную игрушку, украсить ее?"

Дети выбирают, что будут делать, подбирают коробочки разной величины в соответствии со своим замыслом, оклеивают бумагой, соединяют между собой клеем; вырезают детали (глаза, уши, конечности, рот, хвост, наклеивают их на коробочки. По окончании все вместе организуем выставку, отмечаем оригинальность, красоту, забавность детских работ.

Безусловно, выбор темы и проблемы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей, внутренним интересам и желаниям ребят. Первые исследовательские опыты не должны занимать много времени: исследование должно заинтересовать, но не наскучить. Со временем индивидуальный опыт ребенка обогащается и проявляется готовность самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе уже имеющихся знаний и умений.

В своей практике я много внимания уделяю исследовательской деятельности ребенка. Постоянно побуждаю ребят к размышлениям, тренировке логики, при этом выделяю индивидуальные, личные особенности каждого ребенка.

Долгосрочной целью является: ребенок - выпускник ДОУ, должен обладать положительными характеристиками, такими как: развитое воображение, способность открыто высказывать свое мнение. Проявлять любознательность к окружающему миру, чувствовать уверенность в своих силах, иметь положительное отношение к себе и другу. Такие качества помогут ребенку занять активную, инициативную и самостоятельную позицию учащегося.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М: Издательский центр «Сфера», 2001.

2. Дыбина О. В. - Творим, измеряем, преобразуем: Занятия с дошкольниками – М. : ТЦ «Сфера», 2002.

3. Рябко Н. Б. - Экспериментальные исследования с детьми дошкольного возраста – М. Педагогическое общество России, 2007

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-ДонуДвигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация для воспитателей «Рисование как стимулирующая активность для ребенка с РАС»Консультация для воспитателей «Рисование как стимулирующая активность для ребенка с РАС» Завлечь ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра) к рисованию может быть вызовом, но с правильным подходом это возможно, если.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности»
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 12:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ватутина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД