Наталья Ватутина
Консультация «Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад № 16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»
Консультация для родителей воспитанников
«Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством познавательно-исследовательской деятельности»
подготовила и провела воспитатель
Ватутина Наталья Павловна
Публикация «Консультация „Эффективность педагогического воздействия на активность ребенка посредством исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Формирование стандартов ФГОС дошкольного образования, призывает нас педагогов, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Новые образовательные программы, которые создаются в ДОУ нацелены на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, поэтому главной целью воспитателя будет: разработка и внедрение инновационных форм образовательного процесса. Для этого молодым специалистам необходимо максимально разнообразить знания, умения и навыки ребенка, раскрыть собственный потенциал каждого ребенка.
Начиная практику с ребятами старшей группы, я постоянно наблюдала у детей неутомимую жажду к познанию, к изучению нового, неизвестного. Каждый день 100 вопросов о жизни, о движении, о людях, планетах, а в глазах все новые и новые вопросы. Постоянное стремление получать новые впечатления! Познавательно - исследовательская деятельность дает ребятам возможность почувствовать себя мыслителем, помогает раскрыть свои творческие возможности и гордиться своими открытиями. А нам - воспитателям важно создавать условия для развития этой познавательно - исследовательской деятельности ребенка. Расширять их знания и представления об окружающем мире, ведь именно это в дальнейшем послужит развитию как творческих, так и интеллектуально-личностных качеств малыша.
В поисково-познавательной деятельности мы исследуем с детьми живую и неживую природу, физические явления, преобразование предметов. И конечно основным, главным приоритетом в развитии творческого, интеллектуального развития, я считаю исследовательскую практику. Заучивая любую науку ребята быстро устают, им не хватает внимания и усилий. А когда в игре ребенок превращается в настоящего ученого, который с недоверием относится к поставленной задаче: "А вдруг не получится?. ". И когда в ходе собственных открытий радуется даже самым небольшим победам: "Получилось!". Ребенку гораздо легче познавать новое проходя через это самому, чем заучивать знания в "готовом виде".
Изучая и исследуя окружающий мир с детьми, считаю, что обучение должно быть “проблемным”, т. е. содержать элементы исследовательского поиска. А моя главная задача - это помочь детям в проведении исследований и сделать их интересными, полезными и безопасными.
Организуя учебно-исследовательскую практику, я планирую игровую деятельность следующим образом :
1. Выделение и постановка проблемы детям (заранее намечаю тему исследования);
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы - это непосредственно мыслительный процесс детей;
3. Изучение и обобщение фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Это может быть и то, что можно спросить у родителей, а может и изучение информации в энциклопедиях;
4. Обобщение полученных данных. Вывод, решение проблемы. На этом этапе педагогу необходимо направлять детей выделить главное и исключить второстепенное.
Первостепенный и главный из ожидаемых результатов в поиске – это приобретение новых знаний, новых умений и навыков Развитие творческих способностей ребенка.
В процессе поиска, исследования с детьми я использую следующие методы в постановке исследовательской задачи :
1. Педагог ставит проблему, сам намечает стратегию и путь ее решения, но решение находит САМ ребенок.
Пример «Исследование живой природы»
"Ребята, наши зеленые растения-друзья радуют нас свои цветением круглый год! Но нам постоянно нужно ухаживать за растениями, поливать их водой, защищать от холода, предоставлять солнечный свет! Как вы думаете: куда уходит вода, когда мы поливаем цветы? Почему растения не могут расти в темноте? Почему комнатные цветы не растут на улице зимой или осенью?".
Побуждаю детей рассматривать цветы, изучить их корневую систему. Пробуем с ребятами вырастить цветы в темном месте или заморозить лепестки растения. Обращаем внимание на взаимосвязь солнечных лучей и рост растений вверх, "к солнышку". Дети делают выводы о взаимосвязи растений и воды, тепла солнца. О качестве земли, в которую посажены растения, где они растут быстро, а где "спят". И конечно как важно любить растения и говорить им хорошие, добрые слова, ведь от добрых слов хорошо и человеку и цветочку!
2. Взрослый только ставит проблему, а метод ее решения ребята ищут самостоятельно.
Пример «Преобразование предметов»
"Ребята! Наши игрушки в группе немного заскучали, а все от того, что им хочется подружиться с новыми друзьями! А у нас с вами по счастливой случайности много материала, который можно украсить и даже создать что то новое и необычное. Рассмотрите, как коробочку можно превратить в ту или иную игрушку, украсить ее?"
Дети выбирают, что будут делать, подбирают коробочки разной величины в соответствии со своим замыслом, оклеивают бумагой, соединяют между собой клеем; вырезают детали (глаза, уши, конечности, рот, хвост, наклеивают их на коробочки. По окончании все вместе организуем выставку, отмечаем оригинальность, красоту, забавность детских работ.
Безусловно, выбор темы и проблемы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей, внутренним интересам и желаниям ребят. Первые исследовательские опыты не должны занимать много времени: исследование должно заинтересовать, но не наскучить. Со временем индивидуальный опыт ребенка обогащается и проявляется готовность самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе уже имеющихся знаний и умений.
В своей практике я много внимания уделяю исследовательской деятельности ребенка. Постоянно побуждаю ребят к размышлениям, тренировке логики, при этом выделяю индивидуальные, личные особенности каждого ребенка.
Долгосрочной целью является: ребенок - выпускник ДОУ, должен обладать положительными характеристиками, такими как: развитое воображение, способность открыто высказывать свое мнение. Проявлять любознательность к окружающему миру, чувствовать уверенность в своих силах, иметь положительное отношение к себе и другу. Такие качества помогут ребенку занять активную, инициативную и самостоятельную позицию учащегося.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М: Издательский центр «Сфера», 2001.
2. Дыбина О. В. - Творим, измеряем, преобразуем: Занятия с дошкольниками – М. : ТЦ «Сфера», 2002.
3. Рябко Н. Б. - Экспериментальные исследования с детьми дошкольного возраста – М. Педагогическое общество России, 2007