Чечеринда Ирина
Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом собственного развития. Самоактуализация — реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.
Цифровизация – это важный комплексный процесс преобразований всех сфер общественной жизни под влиянием технологического прогресса. Несмотря на сложности социальной адаптации, которыми сопровождаются любые глобальные изменения, нам необходимо учиться работать с такими явлениями, как искусственный интеллект, облачные технологии, большие данные, и извлекать из этого максимум пользы.
Система образования стоит в основе всех инноваций, поэтому от эффективности процессов цифровизации в секторе образования напрямую зависит прогрессивное развитие современной экономики любой страны.
Таким образом, в современных условиях неопределенности и растущей цифровизации можно отметить ключевые направления саморазвития педагога.
1. Совершенствование педагогической профессиональной грамотности – актуализация и расширение теоретических и практических знаний и умений по излагаемому предмету. Данное направление связано с тем, что социально-экономическая среда стремительно меняется, например, меняются центры размещения производственных сил, взгляды на те или иные события (история, появляются новые знания в области свойств вещества и материи (физика, пишутся новые произведения (русский язык и литература) и т. д. Учитель, безусловно, должен быть осведомлен о трендах и новой информации, появляющейся в рамках своего предмета.
2. Совершенствование методики преподавания. Это направление связано с тем, что сегодня методический аспект преподавания школьных дисциплин испытывает трансформационные сдвиги в связи с особенностями нового поколения (схоластическая манера освоения информации, приоритетность получения информации из цифровой среды, специфика мотивации, господствующими трендами воспитания и семейных ценностей (приоритет личности ребенка в семье, стремление к минимизации и профилактики детских травм, высокий уровень педагогической рефлексии родителей, минимизация наказаний и пр., развитием экономики впечатлений и ее проникновение во все сферы жизни (в том числе и обучение, например, геймификация, широкое внедрение цифровых технологий во все сферы жизни. Последнее выражается в большом количестве наглядных онлайн-уроков и презентаций по дисциплинам, образовательных видео, вебинаров, многие из которых бесплатны. Все это заставляет учителя отказываться от догматических принципов образования и наряду с традиционными методами использовать проблемные методы, дискуссию, игровые методы (например, квест вместо скучного географического диктанта, методы деловой игры и пр.
3. Совершенствование психолого-коммуникативных навыков. Это направление обусловлено требованиями профессионального стандарта и спецификой поколения учеников, что заставляет педагога искать пути коммуникации с детьми в новом формате. К тому же необходимость совершенствования в этом направлении связана с развитием мессенджеров (Viber, WhatsUp и пр., общение в которых с детьми и их родителями делает учителя с одной стороны «доступным» для вопросов практически всегда, с другой стороны требует соблюдения профессиональной этики в любом формате общения.
4. Совершенствование цифровой грамотности. Это направление связано с активным развитием цифровой среды и внедрением информационных технологий во все сферы жизни человека. Современный урок уже сложно представить без презентации, а подготовку домашних заданий – без планшета и доступа в интернет. В цифровой формат переводятся книги, учебники, конспекты лекций. Умения пользоваться цифровыми сервисами, совершенствовать свои знания в области визуализации информации, пользоваться облачными сервисами и пр. становятся обязательными и необходимыми для педагога в современных условиях.
Согласно опросу, проведенному аналитическим центром НАФИ, высокий уровень цифровой грамотности оказался одним из самых востребованных качеств учителя, особенно в контексте случившегося перехода на дистанционное обучение, 63% россиян оценивают цифровые компетенции российских учителей положительно: считают, что большинство учителей в полной мере используют возможности цифровых технологий во время уроков.
Рекомендуемые источники литературы
1. Морозов А. В., Самборская Л. Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // КПЖ. 2018. №6 (131).
2. Савкова Е. В. Самодиагностика педагогической деятельности учителя