Анна Андрущенко
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни.
«Многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш…» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребенок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки. Игнорирование скрытых (для родителей, но имеющих (с точки зрения специалистов) возможностей может привести к их затуханию. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.
За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.
Он научился не только вставать, садиться, ползать и ходить, но и должен
• сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге,
• самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги,
• перепрыгивать через невысокие препятствия,
• спрыгивать со ступеньки,
• бегать,
• брать и бросать предметы,
• заниматься ими в соответствии с их назначением и своими желаниями.
Он уже может сложить из кубиков или строительного материала башню,
самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде летом.
Ребёнок к 3 годам овладел некоторыми санитарно-гигиеническими навыками, может
• самостоятельно мыть лицо и руки,
• пользоваться носовым платком,
• одеваться,
• раздеваться,
• обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков,
• умеет правильно сидеть за столом,
• самостоятельно есть ложкой и пить из чашки,
• вытирать губы после еды салфеткой,
• научился полоскать рот после еды и чистить зубы,
• знает свое полотенце и его место,
• освоил пользование горшком.
Трехлетний ребенок в определенной мере овладел тонкими движениями пальцев, способен рисовать фломастерами, красками, карандашами, лепить несложные фигурки из глины и пластилина.
Владение речью — одно из главных его приобретений. Малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», «спасибо».
Дети проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.
Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т. п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.
Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому еще одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа ведет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.
Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения