людмила федорова
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и ответственности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание самостоятельности и ответственности у дошкольников в условиях ДОУ Федорова Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 г. Чебоксары
ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД?
ДЕТСКИЙ САД - это волшебная страна.
Здесь живут остроумные «ПОЧЕМУЧКИ» и тайные «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»,
Вездесущие «НЕЗНАЙКИ» и всезнающие «ЗНАЙКИ»
Милые «ФАНТАЗЕРЫ» и добрые «МЕЧТАТЕЛИ»
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности и ответственности у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Непосредственные «НЕПОСЕДЫ» и вреднющие «НЕХОЧУХИ» …
Что нужно, чтобы из них выросли воспитанные, образованные, талантливые, самостоятельные «КРОХИ»?
Подарите детям тепло
И сердца свои распахните.
Каждый пусть творит лишь добро,
Мы за судьбы детей в ответе.
Дайте выбор им сделать самим,
Пусть ответственны будут дети,
За себя, за друзей и за тех,
Кому нелегко жить на свете.
Формирование самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность и ответственность ребёнка, т. к. они способствуют развитию его личности в целом.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Во– первых, ФГОС предполагает решение следующей задачи: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. Во- вторых, с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.
ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР на этапе завершения дошкольного образования - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Проблеме становления инициативности, самостоятельности и ответственности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л. И. Божович, З. Н. Борисов, В. П. Мухина, Ж. Пиаже, и др, однако существует небольшое количество коррекционных, развивающих программ, направленных на развитие этих качеств.
Понятия самостоятельности, ответственности, инициативности.
Под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста психологами (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.) рассматривается
1. волевая черта личности, способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи (самостоятельное принятие решения, достижения цели, самоконтроль, ответственность за свои поступки.
2. способ организации человеком своей деятельности.
А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность также как личностное свойство, которое предполагает:
1.- независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
2.- ответственность за свои поступки и их последствия;
3.- внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.
Специалисты выделяют два вида самостоятельности : познавательная самостоятельность; самостоятельность как интегральное качество. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно ребенок устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт самостоятельности и ответственности за результаты собственного поведения. Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания и приложенных усилий. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии - за процесс и результат собственной жизни и жизни окружающих. Опыт самостоятельной деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах, по своей воле вовлекать себя в какое – либо дело и движение.
Инициативность - умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое-либо дело и движение.
С. Л. Рубинштейн, рассматривая инициативность среди важнейших волевых качеств, определяет его как «умение хорошо, легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» .
Признаки инициативности
1. обилие и яркость новых идей и планов,
2. богатство воображения, рисующего эмоционально-привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открыть.
Ответственность - личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий. Ответственность – особое волевое качество, тесно связано с эмоциональной, нравственной сторонами личности, с такими качествами, как настойчивость и выдержка. Важное условие формирования ответственности – упражнения в ответственном отношении к выполнению общественных обязанностей.
Принимая на себя ответственность за что-либо, человек делает выбор между «должен» и «хочу», включая механизм регуляции, т. е. ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции, самоконтроля, самооценки, способности к самоконтролю и самооценки, способность предвидеть последствия действий, умения дать оценку поведения.
Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности возможно на основе стратегии индивидуализации, с опорой на личный опыт ребенка, при помощи взрослого, создающего условия для самопознания, рефлексии ребенка.
Исходя из того, что у детей чаще повышен эмоциональный фон (испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний, а также трудности в общении со сверстниками, в поведении, наблюдается рост воспитанников гиперактивных и реактивных и либо, наоборот, они заторможены. Развитие самостоятельности не является самоцелью, это средство развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы. Для успешной адаптации дошкольника к условиям обучения в детском саду необходима помощь взрослого, требуется организованная самостоятельность, направленная на решение образовательных задач, формирование уверенного поведения.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, воспитатели особое внимание уделяют развитию самостоятельности у дошкольников.
Основные задачи.
• выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
• формирование у детей навыков самообслуживания;
• развитие у детей самостоятельности в познавательной деятельности, ответственного отношения к самостоятельному овладению знаниями, формирование своего мировоззрения;
• обучение детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
• воспитание в детях духовно-нравственные качества.
Что такое самостоятельная деятельность?
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т. д., в общем, не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово. Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Вот, например,делает ребёнок что-то –значит, вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Я сам…Мы хотим. Не мешайте…
Свободно мыслить нам дайте!
Я хочу стать большим скорее,
Открывайте в мир взрослых пошире двери.
«Перестаньте меня воспитывать!»- просит малыш. Ребенка не надо воспитывать, с ним надо просто жить. Ведь воспитание- это процесс, который не имеет результата, потому что человек- динамичная система, которая постоянно развивается…И питается, подпитывается…вос-ПИТЫВАЕТСЯ… Чем больше мы вкладываем в себя, в свое собственное начало, тем легче нам жить рядом с нашими детьми. Тем меньше их надо «воспитывать» (Ирина Хоменко)
Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Важная роль в данном вопросе принадлежит воспитателю, который один из первых встречает малыша на пороге детского сада.
Проявление самостоятельности
Предпосылкой к самостоятельной предметной деятельности служит процесс совместной деятельности, который начинается к концу первого года. В этот период малыш копирует действия взрослого, овладевает предметной деятельностью. Но постепенно должен меняться характер обучения, и ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе способа действия, занятия, игрушек и т. д. И чтобы избежать конфликта, в детском саду должны создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, потому что если родители будут требовать от ребёнка подчинения, то в дальнейшем ребёнок будет проявлять слабоволие, безынициативность и, конечно, несамостоятельность, либо вообще откажется от занятий.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания : в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.
Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, т. е. поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.
Примерно в три с половиной года ребёнок уже может сам осуществить контроль и оценку своих действий, так называемую функцию самоконтроля, в связи с чем малыш, в какой-то степени, становится независим от взрослого.
К 4-5 годам ребёнок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством ролевой игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи, что является специфичностью дошкольной игры. Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.
Важно предоставить ребёнку, самому делать то, что он умеет, а не делать всё за него. Если же взрослые не удовлетворяют желание ребёнка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или привычка к бездеятельности, постоянному ожиданию помощи окружающих, что в дальнейшем может закрепиться как черта личности. Поэтому очень важно именно в ранний и дошкольный период развития не подавить, а, наоборот, помочь, т. е. дать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий и постепенно ограничиваются лишь краткими напоминаниями.
Если помочь ребёнку в формировании его самостоятельности, то вскоре в его действиях обнаружится инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным, и неудачи будут увеличивать усилия ребёнка, а не приводить к потере интереса, что очень важно для будущего развития мотивации, которая является источником активной позиции личности. При этом очень важно помочь ребёнку, когда он попросит, и тогда малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Условия для формирования самостоятельности дошкольника
Необходимо:
- знакомить детей с определенными обязанностями (поручение, соответствующее возрасту);
- приобщать к последовательности определенных действий (распорядок дня);
- обогащать знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек);
- использовать обратную положительную связь (обращать внимание на положительный результат);
- дать ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия, но в условиях безопасности);
- поощрять стремление к самостоятельности, активности (предоставление возможности делать что-то самому при проявлении желания);
- предоставлять возможность самостоятельного выбора (в одежде, в игрушках; из нескольких альтернативных вариантов, предложенных взрослым);
- обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе, придавая ему уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата);
- вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка);
- передавать ответственность за поступки и действия самому ребёнку (при этом не уместна гиперопека и авторитарный стиль общения);
- благоприятная атмосфера в семье (доверие, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь).
При этом у ребёнка развивается позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, следовательно, ребёнок усваивает нормы поведения в естественных для себя условиях, и даже в конфликтной ситуации будет настроен конструктивно и легче с ней справится. Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным, ответственным за свой выбор.
Итак, трудно определить, в каком возрасте ребёнок становится самостоятельным, так как данное свойство перетекает из одной сферы активности в другую и фиксируется как особое качество личности, которое возвышает ребёнка в собственных глазах и вызывает уважение окружающих. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который является точкой отсчёта в формировании самостоятельности.
Но данная позиция может изменяться на последующих этапах формирования личности, и в этом случае велика роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим миром, так как активная позиция личности, в развитии которой воспитатели принимают активное участие, оказывает существенное влияние на её психическое развитие. И, конечно же, сформированная в раннем детстве самостоятельность занимает очень важное место на последующих этапах развития. Поэтому взрослые, и родители, и педагоги, желающие, чтобы их ребёнок был самостоятельным, независимым, активным, уверенным в себе, т. е. имел активную жизненную позицию, должны задуматься о формировании самостоятельности ребёнка уже в раннем детстве. При этом стараться не губить природных качеств ребёнка и желания самостоятельно познавать мир, выбирать ту стратегию воспитания, которая не будет губительна для самостоятельности ребёнка и, конечно, строить уважительные отношения с ребёнком. Только в этом случае возникнут условия для успешного вхождение ребёнка в социум. Ведь самостоятельность не означает полную свободу действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому это не любое самостоятельное действие, а только осмысленное и социально приемлемое.
ЭТО ВАЖНО!
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, т. е. ребёнок должен всегда чувствовать безусловную любовь взрослых. В таких условиях дети растут эмоционально защищёнными и уверенными в себе, инициативными и самостоятельными, ответственными за себя и свои поступки, а значит и успешными в любой деятельности