Коростелева Татьяна
Консультация для родителей «Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям»
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольника образ взрослого - это не образ другого человека, а образ самого себя, свой в будущем. Образ будущего в детском сознании станет перестраиваться, переосмысливаться, уточняться по ходу развития, но тем не менее он связан со взрослым, который усиливает возможности ребёнка. В отличие от предыдущих периодов жизни, в возрасте 3-7 лет общение ребёнка со сверстниками начинает играть всё более существенную роль в формировании положительного отношения к другим людям. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определённое отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребёнка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
Темочки:
Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5- 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает старшим дошкольникам критически оценивать воздействия ровесников.
Для положительного отношения к миру и другим людям важным является формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.
Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребёнок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным, лишь у незначительного числа детей 7 года жизни.
Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребёнок часто идёт на уловки, чтобы косвенно показать своё превосходство.
Наряду с формированием положительного отношения к людям в дошкольном возрасте начинает проявляться и эгоистическая позиция, которая заключается в том, что ребёнку безразличны другие. Такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с подобной позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребёнок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребёнка : товарищи его не любят, не хотят с ним играть или дружить, и от этого он становится ещё агрессивнее. Задача взрослых - помочь ребёнку в осознании положительных личностных качеств других, предотвратить проявления эгоизма. Хорошим средством усвоения положительного отношения к миру, людям и себе являются произведения классической детской литературы - Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. Л. Барто, В. Ю. Драгунского и др., в которых заложены эталоны нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.
Конкурентная позиция состоит в том, что ребёнок понимает : чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребёнка любят и хвалят воспитатели, он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряжённо следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, подобная позиция в какой-то мере порождает детские конфликты. Избежать конфликтов помогает воспитатель (или родитель, демонстрирующий образцы искренней радости от успехов того или иного ребёнка, взрослого человека.
Ребёнок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчёте на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.
В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, растет стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает, поэтому взрослые должны поддержать такое стремление ребёнка, показывая образцы нравственного поведения, положительного отношения к другим людям, стремления прийти на помощь.
Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, а также на собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т. е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дошкольник начиняет осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.
Механизмом формирования положительного отношения дошкольника к другим людям и самому себе является рефлексия - важнейшая способность человека, помогающая переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром, - в которой можно выделить три уровня: операциональный, предметный, личностный.
Дошкольник осваивает операциональные рефлексивные навыки: умение понимать другого, соблюдать правила, нормы поведения в обществе, воспринимать поставленную перед ним задачу. Данный уровень рефлексии позволяет акцентировать само действие: деятельность выступает условием становления рефлексии. Осмысленность деятельности ребёнка является продуктом развития личности, его познания, воли, внимания, памяти, мышления. На основе операциональных умений постепенно формируется предметный уровень: я это не знаю, но хочу узнать; не умею, но хочу научиться. Зачатки личностного уровня также можно сформировать в дошкольном детстве: я хочу быть лучше, но для этого должен себя изменить или сделать что-то, что изменит меня к лучшему и т. д. Без рефлексии нет полноценного личностного развития. И этот факт требует обращения к развитию рефлексивных способностей уже в дошкольном возрасте.
Взрослый должен помогать ребёнку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим; формировать адекватную самооценку.