Валентина Взорова
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки, которые формируются в детстве. И поэтому так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?
Навык аккуратного приёма пищи.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила:
- Не делайте за столом замечаний
- Не упрекайте малыша за разлитый напиток или испачканную одежду
- Хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел.
- Не ссорьтесь между собой за столом, создайте спокойную и дружелюбную обстановку.
- Кладите небольшие порции еды, чтобы он мог всё съесть.
- Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.
- Красиво оформленное блюдо и ваше словесное описание о красоте и вкусе еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.
Необходимо формировать у детей и такие навыки, как :
- Всегда мыть руки перед едой;
- правильно держать столовые приборы;
- За столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;
- Есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;
- Выходить из-за стола, полностью прожевав еду;
- Не разговаривать с набитым ртом; - пользоваться салфеткой;
- Благодарить за еду взрослых.
Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.
А у нас есть ложки волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот –еда, не осталось и следа.
Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою», Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком, И румяным пирожком».
Навык одевания и раздевания.
С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно. Маленькому ребенку тяжело самому одеться. Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется нежелание трудиться самостоятельно.
Мне не надо помогать-
Куртку сам сумею снять,
Сам разуюсь и ботинки
Сам поставлю в шкаф с картинкой.
Слушайте внимательно:
Я самостоятельный!
На мою малышку Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: Ножка - раз, и ножка - два!
А теперь на ножки - Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: Ножка - раз, и ножка - два!
Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова? Вот и шапочка - раз, два!
Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место. Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем вещи мы стирать:
Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки. Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем,
Их стирать мы тоже будем.
Кулачки имитируют стирку.
Навык мытья рук и умывания.
Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для ребёнка.
Последовательность умывания:
-Засучить рукава;
- Открыть кран сначала с холодной водой, потом с горячей водой (первое время воду настраивает взрослый).
- Взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;
-Тереть руки до образования пены прямыми и круговыми движениями.
- Промыть руки под водой;
- Чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;
- Отжать руки над раковиной, сложив их замочком.
-Выключить воду;
-Вытереть руки полотенцем досуха.
Для создания интереса у детей используются стихи, загадки:
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит
Закатаем рукава, Открываем кран- вода
Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки, На свои ладошки!
Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!
Что бы было, Что бы было,
Если б Не было бы мыла?
Если б Не было бы мыла,
Таня грязной бы Ходила!
И на ней бы, Как на грядке, Рыли землю Поросятки!
Для формирования у детей навыков поддержания порядка в окружающей обстановке: можно использовать литературный материал:
Кукла уже хочет спать,
Положу её в кровать.
Я игрушку сам возьму,
Сам потом и уберу.
Формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.
Надеемся, что наши рекомендации помогут Вашей семье в вопросах воспитания детей.