татьяна хлынова
Консультация для родителей «Трудности старших дошкольников и младших школьников в овладении чтением и письмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто родители недоумевают : «У меня ребенок смышленый и не глупый, а в тетрадках - ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит?»
На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя. Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые из них:
• пропуск букв и слогов
(дружба –дужба, работа – рата);
Публикация «Консультация для родителей „Трудности старших дошкольников и младших школьников в овладении чтением и письмом“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
• перестановка букв, вставки
(накрыла – наркыла, подул - подуул);
• недописывание слов
(проверка – проверк, барсук – барсу);
• замена гласных букв
(задача – задоча, кругом – крюгом,
поляна – полана, посёлок – посялок);
• замена согласных букв
(собака – зобака, миска – мишка,
мебель – небель, рука – лука,
чаща – щаща);
• искажение слов
(тонких перекладин – тонклдин,
письменная – пистменкая);
• слитное или раздельное написание слов
(у меня – уменя, столбом – с толбом);
• обозначение мягкости при помощи Ь
(двенадцать – двенадцат, коньки – конки).
Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного.
Фонематический слух — это и умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения грамотой ребенок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна помощь!
Помните, что дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, незрелостью ряда психических функций, возможные последствия раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения и письма. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов: неврологом, психологом, логопедом и учителем эти нарушения не могут быть скомпенсированы.
Игры, задания
на развитие фонематического слуха
1. Подобрать слова или отобрать картинки с заданным звуком.
2. Подбери и назови слова с заданным количеством звуков.
3. Определить наличие, место данного звука в слове (на слух). Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребенку нужно определить его порядковый номер в слове.
4. Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из них слово. Например, (р) (у) (ч) (к) (а) - ручка
5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребенку нужно восстановить слова.
6. «Буква заблудилась». Верни ее домой. РОАЗ (роза, КАРН (кран)
7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы Ш Р А К (крыша)
8. «Буква потерялась». Найди её и вставь. КАРАНД?Ш
9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па -, па - -, па- -, па - - - (паР, паРК, паРОМ)
10. Добавление недостающего слога
Коле…, пар, солда, сто …
11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове.
12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче)
13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.
14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребенок должен догадаться, какое это могло бы быть слово.
15. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
16. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак.
17. Отгадывание ребусов.
18. Игра «Любопытный».
Взрослый задает вопросы, ребенок в ответ
придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пастилу.
Соня связала сестре свитер.
19. Игра «Цепочка слов».
Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост - телефон - носки - иголка - автобус.
20. Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: во время письма ребенок должен проговаривать вслух (диктовать) то, что он пишет и так, как оно пишется, с выделением «опасных мест».
Совет логопеда!
Не думайте, что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше.
Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе.
• Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха. Вообще побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет, но с пользой.
• Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха.
• Развивайте у ребенка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось», приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!
• Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим.
• Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики.
• Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - все ребенку будет по плечу!