Кристина Шамурзаева
Консультация для родителей «Первые шаги в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажу вам с чего начинать, выделять важные аспекты для умственного развития детей, продемонстрировать некоторые методы работы, которые позволяет вам более увлекательно и интересно заниматься со своими детьми.
Большинство из вас стремятся в первую очередь научить ребенка считать и решать задачи. Радуйтесь, когда ребенок считает, но ведь дети дошкольного возраста просто запоминают различные варианты примеров на сложение и вычитание. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить все стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив чувствителен.
Публикация «Консультация для родителей „Первые шаги в математику“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Для трехлетнего ребенка необходимо обогащение его опыта. Знакомство с семью цветами спектра, пять геометрическими формами, тремя градациями величины.
Вначале знакомим ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, учим их различать и называть. Все это используем в играх (разнообразная мозайка, «лото».
Закрепляя знания величины используйте разнообразные игрушки (мячи, матрешки и т. д., сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», строитель (строим башенки, используем кубики разного размера, пирамидки). Играем со зверюшками (самому большому самая большая тарелка и т. д).
Даем представление о длине, сравнивая например уши лисы и зайца, высота (чтоб что-то достать, то что лежит высоко, надо поставить стул. Чтобы достать). Соотношения величин предметов – это путь перехода от чувствительного познания к логическому. Сравнивая величину предметов – это путь перехода от чувствительного познания к логическому. Сравнивая величину предметов, ребенок познает количественные отношения: больше-меньше, равенство –неравенство, что является необходимым условием его предматиматического развития.
Сейчас мы поговорим о математических способностях наших детей. Как же научить детей считать? Ведь нам так некогда. Скажу вам по секрету- это возможно сделать и в те недолгие минуты, когда вы вместе: идете ли вы домой, готовите на кухне или гуляете в парке. Как известно, ничто не помогает малышу запомнить полезную информацию, как игра.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вам развить математические способности вашего малыша.
Как научить ребенка счету? Самый простой способ- это считать все, что видите. Но очень важно, чтобы ребенку не надоело. Можно, когда вы поднимаетесь домой по ступенькам, считать ступеньки: «раз, два, три…», и вы не заметите, как через некоторое время ребенок начнет за вами повторять. Можно считать йогурты при покупке- «Этот маме, этот папе, этот мне. Сколько же всего?». Можно считать машины. Например, вы – зеленые, а ребенок красные.
Если вы готовите суп – посчитайте картошку. Сколько же нужно картофелин для супа, а морковок и т. д. Во время прогулки вы можете считать листики, желуди, камушки, палочки. Детям очень нравятся различные стишки и пальчиковые игры. Предлагаю некоторые из них.
Раз- два- три- четыре-пять!
Будем пальчики считать-
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз-два- три четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Пальчики дружные,
Все такие нужные
Этот пальчик дедушка, (ребенок по очереди загибает пальчики)
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я –
Вот вся моя семья! (показывает раскрытую ладонь)
Мы делали апельсин (загибаем пальцы)
Много нас, а он один. (показываем указательный палец)
Эта долька – для ежа, (разгибаем пальцы)
Эта долька для – чижа,
Эта долька- для зайчат,
Эта долька- для бельчат,
Эта долька для меня,
Ну а волку – кожура. (показываем раскрытую руку)
Сидели для медведя (раскачивайтесь из стороны в сторону, как медведи)
На тоненьком суку,
Один читал газету, (имитируйте чтение газеты)
Другой мешал муку. (мешайте муку)
Раз- ку-ку, два- ку-ку- (загибаем пальцы)
Оба шлепнулись в муку. (приседайте и шлепайтесь на пол на спину, болтая руками и ногами)
Гришка шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два- грибок (три. ,
Положил их в кузовок (имитируем движения)
Для начала необходимо освоить понятия «один» и «много».
Затем – «столько же» («поровну», «больше», «меньше». Потом – «больше на.», «меньше на…».
Освоить понятия «один» - «много» очень просто. Мама купила сколько бананов-много, а у малыша сколько-один. Машинок в магазине сколько-много, а у малыша-одна. И т. д. Сравнивайте все, что видите.
Когда вы освоите эти понятия, можно перейти к понятию
«столько же», «поровну». Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол. Эта вилка для папы, эта- для мамы, этот для меня (поровну). Постройте с ребенком гаражи для машин. (гаражей столько же, сколько машин). Украсьте печенье: положите столько же ягодок, сколько печений. Когда ваш ребенок освоит эти понятия, переходите к освоению понятий «больше»-«меньше». Сравнивайте любые группы предметов: ложки и вилки, овощи и фрукты, шишки и листики и т. д. Пусть малыш выложит ложки в ряд, а вилки под ними. Спросите у малыша, что осталось без пары? Скажите, что ложек больше. Предложите ребенку посчитать, столько ложек, а сколько вилок. Уберите несколько ложек так, чтобы предметов стало поровну. Объясните малышу, что теперь ложек и вилок поровну.
При ознакомлении с понятиями «больше на.», «меньше на …», можно играть в ту же игру, только малыш должен самостоятельно убирать предметы так, чтобы их стало поровну. Обратите внимание ребенка на то, столько он убрал ложек, чтобы ложек, чтобы ложек и вилок стало поровну. Соответственно, если малыш убрал две ложки, то ложек больше чем вилок на два (один, три).
С этими понятиями мы детей знакомим уже в старшем возрасте.
Для ознакомления с геометрическими фигурами предлагаю вам несколько четверостиший.
Ты на меня внимательно смотри-
Ведь у меня всего-навсего по три,
Три стороны и три угла,
Три пика-острия.
Мне это нравится вполне,
Ведь треугольник я.
Жили-были два брата,
Треугольник с квадратом
Старший- квадратный
Добродушный, приятный.
Младший- треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
У меня углов лишь три.
Ты по полней меня и шире,
у Тебя углов-четыре!»
С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться я рад,
А зовут меня… (квадрат).
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я.
На тарелку, и на крышку,
На крыльцо на колесо (Круг).
Объясните ребенку, что у треугольника три стороны, поэтому она так и называется. У квадрата все стороны равны. У круга и овала нет углов. Для закрепления понятий предложите ребенку найти дома предметы круглой, овальной, прямоугольной, квадратной формы.
Для закрепления понятии: «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу», «далеко», «близко» используйте любую игрушку. Посадите куклу на стульчик, под стол, в шкаф… Где кукла? (на стульчике, под столом, в шкафу, вверху, внизу, далеко, близко)