Екатерина Губайдуллина
Консультация для воспитателей «Первые шаги в освоении письма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Первые шаги в освоении письма»
Усвоение навыка письма является сложным и длинным процессом. В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует значительных усилий и напряжения.
Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии.
Рисование имеет много общего с письмом :
Публикация «Консультация для воспитателей „Первые шаги в освоении письма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника;
- он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словами воспитателя,
- в ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажатии.
Известно, что на первоначальном этапе обучения письму детей, прежде всего, затрудняет техника письма, умение правильно и четко изображать письменные знаки. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность.
Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и системной тренировки.
Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражнять в штриховке. При этом дети учатся накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш.
При закрашивании красками используют лишь одно направлений линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник).
Для дошкольника интересны декоративные рисунки. Узорная деятельность на бумаге привлекает их ритмом движения, возможностью свободно пользоваться цветом, многообразием комбинаций цвета и формы, чередованием элементов орнамента.
Дошкольники быстро улавливают специфику декоративного рисования, соблюдают необходимые условия:
- красиво и четко передавать очертание элементов украшения;
- повторять элемент определенное количество раз в зависимости от построения орнамента;
- расположить части узора через равные промежутки.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы расположения элементов, что очень важно в дальнейшем освоении письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю, учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина).
Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творчества. Рисование орнаментов и узоров дети могут осваивать с младшего возраста.
Детям 3-4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек, они учатся создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги. Дети осваивают линии в виде «дорожки», «ленточек», «ниточек», «столбиков», «проводов». Дети осваивают рисование прямоугольных форм (задания «кайма для платочка», «рама для картины»). Получаемое в прямоугольнике пространство дети заполняют по своему желанию.
К закруглению линий, замыканию их в форме круга, дети подходят в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шарика», «мячика». При этом следует изменять величину предметов и сочетания цветов.
Задания для детей 5-6 лет усложняются. Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством. В украшении их орнаментом часто используют простые по форме геометрические элементы: клетки, дуги, полосы, точки, мазки. Полезно рассматривать с детьми жостовский поднос, гжельскую посуду, хохломские росписные деревянные ложки. Учить детей подмечать самое характерное, особенное в украшении изделия.
Дети вписывают узоры по углам, по кайме, по окружности, по противоположным концам прямоугольника.
При рассматривании детских работ надо обращать внимание на четкость передачи формы элементов, правильность и разнообразие построения узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов, а также отмечается красочность, применение в узорах разных приемов и разных сочетаний цветов.
Задания должны подбираться с учетом возможностей детей. Помните, что буквы писать труднее, чем рисовать узоры, поэтому можно потренироваться еще в рисовании по клеточкам и дорисовывании, рисовании по точкам и штриховке, раскрашивании и обводке фигур.