Курдюшкина Светлана
Консультация для родителей «Формирование у дошкольников основ информационной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ребенка. Дети учатся видеть и слышать, думать и представлять, запоминать и воображать. Все психические качества дошкольника, все то, что составляет внутреннюю сущность человека, возникает, развивается и совершенствуется посредством разных видов детской деятельности, на основе которых происходит формирование основ информационной культуры.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у дошкольников основ информационной культуры“» размещена в разделах
Для дошкольника основной путь развития - это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления, реализация внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации, в использовании разных способов действия, направленных на пополнение и углубление знаний. Важная особенность познавательной деятельности заключается в том, что она направлена на освоение ребенком обобщенных способов действий, на решение личностно-значимых для дошкольника познавательных проблем. Именно такого рода обобщения, нацеленные на развитие интереса ребенка к процессу познания, могут стать основой полноценного развития дошкольника.
Основная функция педагога на данном возрастном этапе - адаптировать ребенка к жизни в окружающем мире, развивая значимые способности к познанию, конкретным действиям и проявлению отношения к микромиру в целом. Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько посредством создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.
Особенность проблемно-ориентированной направленности познавательной деятельности состоит в том, что она способствует пробуждению познавательной потребности, которая сближает процесс формирования основ информационной культуры с процессом творческого мышления, где предполагается не только усвоение результатов познания, но и способов совместной творческой деятельности.
Проблемно-ориентированная направленность в формировании основ информационной культуры дошкольников будет осуществляться при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития» и является личностно -значимой для ребенка, когда он может опираться на свои возможности при активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциалов. И для того, чтобы дошкольник принял предлагаемую ему ситуацию как проблемную и увлекся ею, педагогу необходимо ориентироваться на создание в процессе познавательной деятельности таких значимых способов решения проблемы, как концентрация внимания ребенка на противоречии между имеющимися знаниями и жизненным опытом; стимулирование дошкольника к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов; рассмотрение полученной информации с различных позиций - часто ролевых; организация противоречия в практической деятельности детей.
Компонентом познавательного процесса является отношение дошкольника к информации. Полученная информация оставляет у него в душе определенный эмоциональный след, который мы и называем «отношением», то есть в процессе восприятия информации у ребенка складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он освоил.
В силу возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста их отношение к информации отличается своеобразием восприятия. Если для взрослого человека информация первична, а отношение к ней вторично, так как взрослые выражают свое отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, то у детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична, то есть они стремятся познать то, что вызывает у них интерес. Поэтому в процессе познавательной деятельности для эффективного усвоения детьми определенной информации педагогу необходимо сначала формировать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые он хочет им передать, а затем представлять саму информацию, тем самым создавая крепкий фундамент, на который легко накладываются в последующем знания.
Опыт показывает, что потребность в информации появляется в том случае, когда выбранная ребенком цель не может быть достигнута без дополнительных источников. Поэтому следует создавать ситуации, при которых дошкольникам требуется поиск информации для выполнения поставленной задачи.
Умелое сочетание педагогом различных форм игровой деятельности дошкольников, регулярное и разнообразное использование таких разновидностей игр, как сюжетно-ролевые,, развивающие, предметные создают наиболее благоприятные условия для развития эмоциональных, интеллектуальных и психологических побуждений, лежащих в основе мотивационно-личностной составляющей познавательного интереса дошкольника.