Оксана Корнилова
Консультация для родителей «Спасаем елки, но в меру»
▼ Скачать + Заказать документы
«Спасаем» елки — но в меру!
В последние годы в детских садах увлеклись «спасением зеленых красавиц». Мы объясняем детям, что искусственные елки наряжать предпочтительней живых. И объявляем конкурсы на изготовление новогодних деревьев из пластиковых бутылок и пакетов для мусора. В результате родители в очередной раз поражают наше воображение своей фантазией.
Публикация «Консультация для родителей „Спасаем елки, но в меру“» размещена в разделах
Экология — дело святое. А родителей, что-то делающих «вокруг» своего ребенка, нужно только похвалить. И нельзя не приветствовать выставки новогодних поделок: это действительно интересно и действительно радует глаз.
Главное — не перестараться.
Тут ведь вот какая хитрость. Браконьеры, незаконно рубящие живые деревья, — враги народа, и покупать у них новогодние символы действительно плохо. Как и добывать эту елочку «своими руками», где-нибудь в дальнем лесочке.
Но в цивилизованных странах елки для новогодних праздников давно выращивают в специальных питомниках. Как правило, это происходит именно там, где развита культура национальных парков и над каждым дикорастущим деревом трясутся, как будто оно золотое. Привозные, импортные елки — как раз из этого ряда. Они изначально предназначены к срезке, и разводят их точно так же, как цветы на продажу. Специально для тех, кто ценит хвойный запах. И кто не дарит любимым искусственные цветы.
Может быть, это сложно — разбираться в подобных тонкостях. Но, объявляя мораторий на покупку голландских елок, мы никого не спасаем. Это нужно иметь в виду. Хотя выбрасывать после праздников живые деревья действительно очень жалко. (Как неприятно смотреть на живые цветы, увядающие на третий день.)
Если быть последовательными с экологической точки зрения, нужно приобретать живую елку в горшочке, устанавливать ближе к свету, наряжать осторожно и по весне высаживать на участке, в парке или в лесу.
А можно пойти еще дальше. Незадолго до Нового года раздобудьте свежую еловую шишку, осторожно снятую с
дерева. Через какое-то время шишка в тепле раскроется и выбросит множество мелких семян.
Семена в конце февраля можно посеять в ящик. И посмотреть, что будет. Они неплохо всходят — прорастают елочки-крошки. И они обязательно доживут до следующих зимних праздников, если за ними ухаживать. А какая открывается экологическая
перспектива — выращивать новогодние деревца!
И все же ребенку-дошкольнику, в силу его возрастных особенностей, необходима елка
«классическая», елка-дерево. У нее должны быть «настоящие» ветки. И на ветках — иголки. Иголками — этими цепкими хвойными пальчиками — елка держит свои украшения, доверенные ей в честь праздника. И украшать ее — особенное искусство. Не только с точки зрения красоты, но и с точки зрения психологии.
Игрушки на елке по правилам психологии
Елочка для двухлеток
Для двухлетнего малыша важно не только полюбоваться глазами на чудесное дерево, но и иметь возможность его потрогать. Так что, наряжая елочку в группах раннего возраста, нужно использовать небьющиеся игрушки. И хорошо, если они будут крупными, разнообразной формы. Походите с детьми вокруг елочки, попросите их показать красный шарик, белого зайчика, зеленую пирамидку, прочитайте вместе несложный стишок.
Не торопитесь включать огоньки. Их мелькание помешает детям разглядывать игрушки. Только когда почувствуете, что дети уже насладились зрелищем елки и интерес их ослабевает, покажите, как елка может сверкать.
В группах раннего возраста не стоит наряжать елку заранее. Существо праздника для них состоит в самом ее «явлении», в том, чтобы ее разглядывать.
А кульминацией праздника станет «полет к вершине» — когда взрослый по очереди поднимает детей к верхушке елки : нужно дотянуться до той игрушки, которая уселась на самой верхней веточке.
Елочка для трехлеток и для тех, кто чуточку старше
Трехлетки уже способны переживать нарядную елку как событие.
Они уже слушают сказки, могут связать картинки в книжках с сюжетом сказки, пробуют рисовать.
Для малышей этого возраста лучше украшать елку не однотипными игрушками вроде шаров (пусть это даже последний писк дизайнерского искусства, а образными игрушками — различными куколками, зверюшками, знакомыми сказочными персонажами. Эти игрушки можно «узнавать», называть.
А разглядывание нарядной елки для трехлеток
— серьезная и увлекательная работа. К тому же у елки можно поиграть в развивающую игру: «Кто выше сидит — белка или зайчик? Кто ниже? А кто выше всех?».
Трехлеток лучше не привлекать к украшению елки. Нарядная елка должна стать для них сюрпризом. И они непременно поверят, если сказать, что игрушки сами забрались на елку — ждут Деда Мороза и хотят посмотреть, какой подарок он принесет малышам.
Но трехлеткам не стоит показывать механизм включения огоньков — ни в детском саду, ни дома. Объясните родителям : елка — не электроприбор. Она из волшебного мира и должна загораться от «волшебного слова», а не по тому же принципу, что торшер или телевизор.
Елка для тех, кто пишет письма Деду Морозу
Для старших дошкольников процесс подготовки к празднику не менее важен, чем праздник. Они непременно должны быть активными: писать письма Деду Морозу, всеми силами приближать его появление и, конечно, делать елочные игрушки и украшать помещение. Но возможности и вкусы пятилеток и даже тех, кому шесть, к сожалению, не всегда соответствуют взрослым представлениям о красоте. Здесь надо пойти на уступку.
Елка в музыкальном зале будет украшена так, как захочется взрослым. Она для всех общая, для детей разных возрастов, для родителей, для гостей.
Но процесс украшения елки в групповой комнате нужно отдать на откуп детям. Можно обсудить с детьми разные варианты украшения елки : какой они выберут?