МААМ-картинки

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Кожина Ирина Петровна
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

КАЖДАЯ МАМА – НЕМНОГО ВОЛШЕБНИЦА!

И, ТОЛЬКО – ВЫ МОЖЕТЕ ПРИДУМАТЬ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ ВОЛШЕБСТВА!

Перед началом ответьте для себя на эти вопросы:

- Для кого Вы хотите создавать сказки?

- Есть ли у Вас трудности в общении с ребенком?

- Какие вопросы хотите решить с помощью сказки?

Знакомство со сказкотерапией :

Терапия - забота о ребенке. Метафора помогает действовать без нравоучений, иносказательно. Она должна соответствовать возрасту.

Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В среднем выбранную сказку рекомендуется читать ребенку чуть более одной недели. Возможно также проигрывать ее, рисовать.

Задание: Вспомните свою любимую сказку и найдите в ней все смыслы, которые получится. А теперь вспомните ту сказку, которую хочется изменить, переписать! Вы легко можете это сделать – измените героя, сюжет, начало или концовку.

Переписывать всю сказку не нужно – напишите вашу идею того, как можно сказку

изменить. Итак, можете приступать!

Структура сюжета:

1. Завязка - начало сказки, традиционное:

«Жили-были», «В некотором Царстве».

2. Конфликт - то, что побуждает героя к действию.

3. Кульминация - наиболее напряженный, переломный момент, который делит сказку на «до» и «после».

4. После кульминации можно добавить проверку героя.

В терапевтических сказках на этом этапе хорошо спрашивать у ребёнка, как бы он

поступил на месте героя?

5. Счастливая развязка : возвращение героя домой, к себе или к себе подобным.

Задание: Сегодня мы с вами придумаем небольшую сказку.

Оглянитесь и, не задумываясь, набросайте список из 3-х предметов, сделайте их героями вашей сказки!

Первый предмет - это ваш герой.

Второй - враг, препятствие, распутье, то, что необходимо преодолеть.

Третий - помощник (друг, волшебник, сказочный предмет).

А теперь придумайте захватывающее волшебное сказочное путешествие!

На этом этапе не задумывайтесь над средствами выразительности, моралью

сказки.

Ваша задача - создать понятный сюжет.

Что может происходить в сказке?

Сказка, как и любая структура, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, советский ученый - фольклорист В. Я. Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов.

Он увидел, что все они очень разные, с особенным народным колоритом, но все-таки похожи друг на друга. Для нас важно то, что Пропп выделил части, из которых строится сюжет каждой сказки, всего их 31, но чаще всего используют 28.

Карточки Проппа:

- Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с

вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

- Особое обстоятельство («пора в садик» «солнце исчезло с небосклона», «река вышла из берегов»).

- Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

- Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — вредитель).

- Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

- Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

- Способ достижения цели (это может быть полет на ковре самолете, использование меча-кладенца, сапогов-скороходов и т. п.).

- Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

-Победа (разрушение злых чар, физическое уничтожение вредителя — Змея, Кощея

Бессмертного, победа в бою).

- Преследование (героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Чудища и прочие персонажи).

- Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

- Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий.

Баба - Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

- Герой выдерживает испытание дарителя.

- Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

- Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

- Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или загадки).

- Враг оказывается поверженным (в сказках вредителя не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

- Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

- Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер;

построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

- Герой исполняет задание.

- Герою дается новый облик (частый прием - погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

- Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

- Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

- Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

- Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных

испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

- Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором

изгоняется, а нашего персонажа принимают с радостью и любовью).

- Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол - царства в придачу).

- Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Путь:

У каждого героя в сказке есть свой путь, своё предназначение.

У главного героя должна быть цель. Путь не только физический, путь может быть и духовным.

Помощники: звери, амулеты, талисманы, волшебные палочки, яблочки, ковер-самолет и т. д.

Символы:

Дорога - путь, движение, процесс, внутреннее изменение, взросление, становление внутри семьи.

Препятствия и испытания на пути - это те жизненные трудности, с которыми мы можем столкнуться в нашей жизни.

Помощники - проверка на «доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей ипомощников.

Борьба - кульминация.

Возвращение - проверка, применение нового

опыта.

Модель большинства сказок имеет вид :

- Происхождение героя. Его жизнь в родной дом.

- Дорога, выбор пути. Проверка на «доброе сердце».

- Препятствия на пути.

- Преодоление препятствий. Победа.

- Возвращение домой. Трудности в пути

Народные советы: Посмотрите еще раз начало и конец сказки.

В народных сказках звучат традиционные начало и концовка не зря.

Зачин, как ритуал, позволяет ввести читателя в волшебный сказочный мир, в котором события происходят где-то далеко и с кем-то не со мной.

Троекратность. Эта такая мудрость предков и жизни. Если хотите, чтобы что-то «дошло», повторите три раза. Но это так же еще иинтересно, красиво и гармонично.

Цикличность. Или повтор событий сюжета, как, например, Иван Дурак трижды скакал на Сивке-Бурке до окна принцессы. Так можно тренировать память, развить речь ребёнка.

Напевность речи, уменьшительно ласкательные слова, повторы (тянут-потянут, эмоциональность (горько плакал) всё это сделает вашу сказку душевнее, ласковее, добрее.

Простота и динамизм речи. Говорите на языке слушателя, наиболее простыми и понятными оборотами. Образность это красиво, но внимание удерживают действия, поэтому используем больше глаголов.

Задание: Выберите любой предмет, который что-то для вас значит, которым вы часто пользуетесь. Например, это может быть мамины бусы, кукла, серебряная ложечка ребёнка, ловец снов, настольная лампа, флакон духов. Расскажите историю от лица выбранного предмета. Добавьте волшебства.

Где искать метафору?

Метафора создает особый индивидуальный смысл сказки.

Очень важный момент – учитывать возраст. Ребенка и его опыт, предлагая ему сказочную метафору.

Придумывая метафору, не загоняйте себя в какие-то рамки, это по-настоящему творческий процесс; метафора может состоять не из 1- 2 слов, это может быть целая ситуация, образ.

Метафора должна выражать эмоции, переживания.

Используйте метод мозгового штурма – придумывайте несколько метафор для одной ситуации, затем выбирайте наиболее подходящую.

Задание: Придумайте образы к разным проблемным ситуациям:

жадность

возрастной (или любой) кризис

драчливость

стеснительность

Дидактическая сказка :

Цель дидактической сказки – научить ребенка чему-то или отработать навыки.

План дидактической сказки : Вы создаете образ сказочной страны и заселяете ее героями.

Происходит ситуация, которая разрушает благополучие в сказочной стране.

Восстановление благополучия, которое происходит после выполнения определенных заданий.

Коррекционная сказка :

Нацелена на конкретное не эффективное поведение ребенка: драчливость, обидчивость, страхи, избегание неудач, чрезмерная стеснительность и т. д.

План коррекционной сказки :

Описание главного героя и его проблемного поведения.

Последствия неэффективного поведения.

Варианты решения проблемы.

Терапевтическая сказка :

Терапевтическая сказка не учит, а показывает, что жизнь бывает разная, помогает принять этот факт и сформировать внутреннюю уверенность ребенка в том, что он – хороший, а мир – безопасный, что всегда есть ресурсы, которые помогут в сложных ситуациях.

Поэтому такие сказки можно читать и для профилактики – поразмышлять над теми вопросами, которые актуальны для ребенка в данный момент.

Медитативная сказка :

Эта сказка направлена на обнаружение ресурсов человека, на поддержку его

внутреннего личностного потенциала.

1. В этой сказке нет конфликтов.

2. В ней используются только положительные образы, никаких злых персонажей.

3. Рассказывать медитативную сказку нужно спокойно без особого интонирования.

4. В процессе рассказывания не стоит делать что-то еще (готовить, убираться, важно полностью сконцентрироваться на сказке.

Идеи создания героев:

- сочетаем несочетаемое;

- супер-герой (самый-самый);

- герой из стаи (предназначение – спасти стаю);

- неодушевленный предмет;

- привычное по-новому.

Идеи создания сюжета:

- переписать сказку;

-«что было бы, если. ?»

План написания сказки :

1. Определите цель сказки. Если выбираете дидактическую, то подумайте, чему хотите научить ребенка. Если коррекционную, то определите на какой элемент поведения хотите обратить внимание. Выбирайте только 1 цель! Не стоит в одной сказке и про дружбу рассказывать, и про самостоятельное засыпание. Если терапевтическую – то определитесь с тем, что вы хотите рассказать своему ребенку.

2. Выберите героя, продумайте примерный сюжет и запишите его, даже без подробностей. Не держите долго в голове будущую сказку, отпустите ее на бумагу, и увидите, как процесс захватит, а образы начнут появляться.

3. Создав основную линию сказки, украсьте ее волшебными деталями и подробностями, исходя из интересов вашего ребенка.

Правила игры в сказку :

Создавая игровую ситуацию, важно учитывать следующее:

- не критиковать идеи ребенка, даже если он отклоняется от задумки;

- не давать супер-четких указаний, что и как делать, какие цвета выбирать;

- играть искренне, не отвлекаясь на что-то другое;

- не слишком подготавливаться;

- у детей отличное воображение, можно разыграть любую сказку, сделав героями

карандаши, тарелки или камушки.

Существует 2 вида игры в сказку : ведомая и спонтанная.

Ведомая игра идет по инструкции, полностью иллюстрирует сказку. Она хорошо подходит для отработки каких-либо правил – например, проигрывание.

Спонтанная игра стимулирует самостоятельность в сказкотворчестве, поэтому можно сначала поиграть, а потом написать сказку. В таком случае развитие сюжета и концовка точно не определены, а выстраиваются по ходу игры.

Рисование сказки по свободному сюжету может хорошо показать, о чем волнуется ребенок. Один из стандартных приемов – предложить отправиться в сказочное путешествие.

ЖЕЛАЮ ВАМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ

И ПОБЕД В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ СКАЗОК!

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Игра-пособие «Маски-эмоции»Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Игра-пособие «Маски-эмоции» Современные дети, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 января 2024 в 11:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Кожина Ирина Петровна (УИ 1101237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД