Мухина Марина
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: — дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, и о его значимости;
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное восприятие (lat. «sensus» — чувство, ощущение) – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира.
Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности, в том числе через дидактические игры. Так же готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, показывает высокую результативность.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
Задача взрослого – расширить и углубить естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно различными способами.
Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность ребенка;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает его внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Задачи занятий
Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:
- учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
- формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
- учит исследовать окружающий мир; формирует систему сенсорных шаблонов;
- учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.
Пример дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету.
Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор, в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета, несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг (картонный квадрат, треугольник и круг.)
Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Монетки»
Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз. бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.
Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Воспитатель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия. Соотносить можно и другие формы.
«Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики рук. разные крупы (рис, гречка, горох).
Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.
Дидактическая игра «Собери яблоки».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине. Задача: Предложить ребенку собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине. Задача: Предложить ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.
Дидактическая игра "Веселые ежики"
Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине. Задача: Предложить ребенку подобрать к ежикам прищепки одинаковые по цвету и пирамидки по величине.
При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу …С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, моторики пальцев. В качестве «шумелок» можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.
Дидактические игры «Узнай на вкус и запах»
Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Дидактическая задача: Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха. Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза, определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ или фрукт для пробы.
"Ищем пару" Оклеиваем картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. На ощупь ребенку нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри шариков?" Наполняем несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука с водой, горох, фасоль, различные крупы: манка, рис, гречка и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенку нужно на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
"Волшебный мешочек" В непрозрачный мешочек кладем предметы разной формы, величины и фактуры – игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры. Предлагаем ребенку не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.
“Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет.
В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре.
"Платья для куклы" Предлагаем ребенку трех кукол в разных платьях - шерстяном, шелковом, вязаном. Пусть поочередно рассмотрит и пощупает платье на каждой кукле. Потом платья снимают и кладут в мешочек. Нужно в мешке на ощупь отыскать нужное платье и надеть на куклу.
"Предметы под салфеткой" Раскладываем на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Предлагаем ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок, картон, тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).