Ольга Данилова
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что в современном мире живое общение ребенку заменяют разнообразные гаджеты, в связи с этим, все чаще мы сталкиваемся с такой проблемой, как несформированная речь и маленький словарный запас у детей.
Речь же – это важнейшая функция в жизни ребенка. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Публикация «Консультация для родителей „Роль фольклора в развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов, развивают память и расширяют кругозор.
Одной из форм фольклора с которой ребенок сталкивается с самого рождения является колыбельная песня. Колыбельные песни пели матери, бабушки и няньки зная, что спокойный и длительный сон необходимое условие для здоровья и роста ребенка. Примеров колыбельных песен великое множество.
Баю-баю спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь.
Закрывай глаза, малыш.
Лунный лучик — озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Баю-баю, баю-бай
И у ночи будет край
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок,
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
Баю-бай крадется дрема
Он разносит сны по дому
И к тебе пришел, малыш -
Ты уже так сладко спишь.
Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.
Ребенок, вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием.
Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного
творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства
человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и
запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например
если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей
насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям
нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно
применить.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становление речи, тренировка памяти, информативного запаса. В них большая воспитательная ценность – ребенок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления.
Например:
Ой, дуду, дуду, дуду, сидит котик на дубу,
Сидит котик на дубу, и играет во трубу,
Во серебряную, разрисованную.
Уж ты котик поиграй, наших деток забавляй!
Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. «Считалочник» должен обладать цепкой памятью, в какой – то степени артистизмом, непременно быть честным (ибо при счете вполне возможно слукавить).
Например:
Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек
«Приходите все на чай» сколько чаек, отвечай?
Или
Начинается считалка: на березу села галка,
Две вороны, воробей, три сороки, соловей.
Пословицы, поговорки, загадки – оказывают воздействие не только на разум, но чувства ребенка. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.
Скороговорки предназначены для упражнения в чистом и скором произношении.
Например, «От топота копыт, пыль по полю летит». Пословицы, поговорки развивают связную речь, формируют отношение к окружающему, миру играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка и учат его за внешней стороной явлений видеть самую суть.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Загадка полезное упражнение для ума, знакомит ребенка с иносказательными оборотами речи. Именно через загадку можно дать ребенку первые представления об образности родного языка, познакомить с иносказательными оборотами речи. В загадке предельно сжатой и образной форме даются яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Например: «С ногами — без рук, с боками — без ребер, с сидением – без живота, со спиной – без головы». (Стул).
Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей
отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для
каждой подобрать загадку:
1) «Идет мохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает,
Копытами постукивает.»
2) «На голове красный гребешок,
Под носом красная борода,
На хвосте узоры, на ногах шпоры».
Дети быстро отгадывают, т. к. загадываемый предмет перед глазами.
Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.
Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей
об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты
отгадай».
Сказки – русские народные сказки – сокровищница народной мудрости, духовности, нравственности. Ребенок охотно верит сказке. Он переживает неудачи и ошибки героев, испытывает жалость к пострадавшему, восхищается победителем. Таким образом, сказка учит ребенка познавать мир, выражать свое отношение к добру и злу, дает первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки способствуют передаче знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, чему служат простота художественной формы, игровая манера исполнения. В сказке происходит не только борьба двух противоположных типов отношения к окружающему миру, но и внутренняя борьба в характере, чувствах, желаниях. Сказки могут, служит средством изучения мировоззрения и житейской философии. Они оптимистичны, имеют занимательные сюжеты, в них присутствуют остроумие и юмор.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению.
Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.
Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи у детей.