Получи документы

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Эльвира Ферзилаева
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Публикация «Консультация для родителей „Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания

Само слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

Малые фольклорные формы : потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т. е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке).

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.

Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!». Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.

Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1) «Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.»

2) «На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры».

Дети быстро отгадывают, т. к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.

Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире : «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай». «Подскажи словечко».

Сказки - являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.

Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького человека жизни.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Искусство заключается в том,.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей дошкольного возраста» Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Она важна.

Консультация для родителей. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Консультация для родителей младшей группы. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста» Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка. Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей дошкольного возраста» Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Психологи и педагоги рассматривают.

Консультация для воспитателей «Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 21:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД