Светлана Липинцева
Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка.
Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным миром, обучает игровым действиям. Однако дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами явлениями окружающей действительности не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Роль картины в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
На втором году жизни совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь ребенка.
Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно.
Для успешного развития речи детей раннего возраста на занятиях используют сначала игрушки или реальные предметы, а лишь затем картинки.
Для успешного развития речи ребенок должен видеть предмет, как можно чаще слышат его название, трогать его и выполнять с ним различные действия. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, тем легче будет ребенку соотнести реальный предмет с предлагаемой ему в последствии картинкой. Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия, мог употребить слово, можно использовать такие приемы, способствующие развитию речи :
- сначала педагог сам называет предмет, изображенный на картинке, а затем задает вопрос: кто это? что это?
- глядя на картинки можно произносит слова сначала совместно с ребенком, затем отраженно. Можно использовать самостоятельное произнесение слова ребенком, а также договаривание слова в знакомой ребенку ситуации (например, «Девочка кормит …куклу»).
При рассматривании картинок необходимо научить детей понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов (например, помидор красный, мяч красный; глаза есть у зайчика, мишки, кошки и т. д.).
С помощью предметных картинок в двухлетнем возрасте дети уже могут устанавливать сходство предмета с его изображением, называть предмет полным словом. Развитие речи происходит в форме простого нераспространенного предложения.
Работа с предметными картинками в данном возрасте способствует развитию зрительного и слухового внимания, памяти.
В возрасте 2,5-3 лет у детей происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. С помощью предметных картинок совершенствуется фразовая речь в форме простого распространенного предложения; совершенствуется структура слова, фонетическая сторона речи, ее грамматический строй; дети учатся классифицировать предметы по основному действию с ними.
Расширение словаря и развитие связной речи происходит и с помощью сюжетных картинок. Дети учатся видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Они называют слова-предметы и слова-действия полными словами и связывают их между собой, а отсюда, как следствие происходит совершенствование связной речи, состоящей из простых распространенных предложений. Таким образом, дети учатся отвечать на вопрос по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто.
При работе с картинками педагогу важно учитывать необходимость связи реальной действительности, опыта ребенка с тем, что изображено.
Л. Павлова в своей книге «Раннее детство : развитие речи и мышления», раскрывая динамику усложнения работы с картинками, считает, что если ребенок третьего года жизни способен домыслить то, что не изображено, его можно «вывести за пределы непосредственного окружения, например, в игровой сказочной форме знакомить с дикими животными». И это может быть одна из форм обогащения «языковой сферы».