Светлана Алтухова
Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
«Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»,
Воспитатель : Алтухова С. Г.
«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворить, надо ему не только дать поиграть, но и пропитать всю его жизнь игрой. Вся его жизнь – это игра», слова А. С. Макаренко. ФГОС ДО говорят нам тоже о том, что основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. И никто не сможет это опровергнуть, ведь действительно жизнь ребенка – это игра. Она является всесторонним средством развития детей. Поэтому мы в работе с детьми стараемся, чтобы игра была не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности. Ведь игра тесно связана с обучением и воспитанием детей. Связь игры с обучением заключается в том, что занятия должны проходить в форме игры. И здесь же происходит обратная связь: чем содержательнее обучение на занятиях, тем богаче и разнообразнее детские игры. Успех занятия зависит от целого ряда факторов, один из этих факторов – это игровые ситуации и сюрпризные моменты.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль игры в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Виды игр:
1. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их являются самостоятельность, иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми играми.
Разновидностью их являются: игры драматизации и строительные. Игры с правилами, к ним относятся: дидактические, подвижные, игры забавы. Сюжетно-ролевые игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Воспитатель не должен спешить побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д.
Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Это позволяет ограничивать вожаков, которое иногда подавляют инициативу сверстников, навязывают свой план в игре, свои желания.
Педагог должен проанализировать проведенную игру, оценить воспитательное воздействие и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
2. Строительные игры в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевыми и рассматриваются как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь.
Сходство заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Однако, строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, а уже на ее основе развивается та или другая сюжетно-ролевая игра.
Ценность строительной игры – в процессе ее решается умственная задача, которая способствует развитию конструктивному мышлению.
При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания и способствуют физическому развитию дошкольников – проявляется разнообразная двигательная активность, развивается координация движений.
Сооружаются постройки из крупного строительного материала – дети прилагают физические усилия, проявляют выносливость.
Руководство воспитания заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала / и вспомогательного/ с учетом возраста детей.
Строительные игры с природным материалом: песком, снегом, водой, камешками, ветками, шишками… Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят свои игрушки. Место на участке, где хранится песок, огораживается/ чтобы не рассыпался/. Ящики – песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками. /Не загрязняются и в тоже время проветриваются/.
ВЫВОД:
Строительные игры при правильном руководстве являются важным средством воспитания и обучения.
Дидактическая игра – является характерной нормой обучения для маленьких детей. В игре содержатся все структурные элементы /части/, характерные для игровой деятельности детей :
а) замысел / задача/.
б) содержание / игровые действия/.
в) правила / результат/.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры «Кто в домике живет?», а игровым действием детей нужно учить. Правила игры, устанавливаемые, постепенно усваиваются детьми. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, а отсутствие одной из этих составных частей, нарушает ценность дидактической игры, и снижает ее воспитательное воздействие.
Дидактическая игра проводится в групповой комнате, в зале, в лесу, в поле. Материальным центром для игры является игрушка и игровые пособия:
1. Дидактическая кукла с комплектом всех предметов обихода, ее размер 40х50.
Белье – рубашки дневные, штанишки, колготки, носки.
Платье – фланелевое, ситцевое, сатиновое, шелковое.
Передники, пальто зимнее и демисезонное, летнее.
Лыжный костюм, головной убор по сезонам -/шапочка, шляпка, платочек, панама/.
Обувь – сапожки, туфельки, сандалии, мягкие тапочки.
Постельное белье и столовое – матрас, подушка, одеяло, простыня, пододеяльник, наволочка, полотенце, скатерть, салфетка.
Все эти предметы должны быть разных цветов и соответствующих оттенков из материалов различного качества / тонкий, мягкий, грубый, блестящий, матовый/.
Застежки, пуговицы, крючки, завязки должны соответствовать усилию детских рук.
Необходимо использовать и технические средства, они поднимут содержание игр на более высокий уровень.