Евгения Кривошапкина
Консультация «Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого- с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других- на их цвет. Собирая матрёшку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю её половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т. д.
Публикация «Консультация „Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнку умением ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитие действия руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п. малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познаёт свойства предметов (большой- маленький, их качества (твердый- мягкий; легкий- тяжелый и т. п., их количество (один-, много, мало, их форму (шар, куб, круг, кольцо и т. д.) Ребёнок узнаё т и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и т. п.
Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память- запоминание, узнавание, воспроизведение.
Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:
1) Умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.)
3) Развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
4) развитие познавательной активности (любознательность);
5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).
Для занятий можно рекомендовать ПЯТЬ ВИДОВ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК : различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в них конструкций.
1. ИГРУШКИ ДЛЯ НАНИЗЫВАНИЯ (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.
2. ИГРУШКИ ДЛЯ ПРОКАТЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ ГРУППИРОВКУ И СООТНЕСЕНИЯ ПО ЦВЕТУ, ВЕЛЕЧИНЕ И ФОРМЕ ( объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).
3. ИГРУШКИ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ГОЕМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР- ВКЛАДЫШЕЙ (кубы, конусы, цилиндры,полусферы, предназначенные для вкладывания, накладывания, составление одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитие пространственной ориентировки.
4. ИГРУШКИ НАРОДНЫЕ, СБОРНО-РАЗБОРНЫЕ (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Это игрушки предназначенные также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка к группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
5. ИГРУШКИ СЮЖЕТНЫЕ, НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА (4-10см.) : куколки, машины, елочки, овощи и фрукты из попье-маше и т. п ПРЕДМЕТЫ, ПОДОБРАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОДОБРАННЫЕ ПО ОПРЕДЕЛЁНЫМ ПРИЗНАКАМ (цвет, величина, форма) Например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр.
На занятиях с предметами дети действуют относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др., различной окраски. С их помощью ребёнок учиться видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя её и как бы уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, ребёнок обхватывает с боку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.
Уподобление руки предмету при схватывании, фиксирующее его форму, осуществляется на основе зрительных, тактильных и киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка» : глаз учит руку – рука учит глаз. Так восприятие ребёнка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Ребенок учиться видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смешениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхещению результата действий, прогнозированию ситуаций в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случиться значительно позднее.
Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.
Занятия с дидактическими игрушками направлены на решения не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развитие умственной активности. Они помогают:
1. сформировать практический опыт действий в зависимости от объективных свойств предметов;
2. выбрать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;
3. осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи;
4. ввести элементы «экспериментирования»;
5. обратить внимания на практические действия с предметами, развитие ручной умелости;
6. обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребёнка.
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т. п., оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.