Николаева Наталья
Консультация для родителей «Развитие звукового анализа и синтеза»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей "Развитие звукового анализа и синтеза"
Проблемы формирования умений звукового анализа и синтеза речи у дошкольников обусловлена тем, что данное умение является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Проблема нарушений языкового анализа и синтеза речи у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет на формирование устной и письменной речи ребенка и определяет успешность овладения грамотой. Различают три формы языкового анализа и синтеза : фонематический (звуковой) анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; деление предложений на слова и текста на предложения.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие звукового анализа и синтеза“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
За период дошкольного обучения дети с нормальным речевым развитием овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Но в силу ряда причин к 6-7 годам у детей не всегда оказывается сформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.
На этапе подготовки к школьному обучению необходима целенаправленная работа по формированию умений анализа и синтеза речи у детей до школьного возраста. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игр. Навыки звукового анализа и синтеза лучше формировать и развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Игры
Игра 1. «Поймай мяч»
Задание для ребё нка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука „С“».
Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».
Игра 2. «Назови слово на заданный звук».
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
Игра 3.«Цепочка»
Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот.
«Повтори за мной».
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (ннннос, машинннна, тонннн). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.
Игра 4. «Найди место звука в слове».
Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссссутки, волоссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове дом три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.
Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», — старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Звук [д]». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?» -звук "д".
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом : вь-вь-вьеспа — первый звук [в’]. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове — [э]. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна — [йэ].
В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные.