Мария Чернова
Консультация для родителей «Развитие средств общения детей в процессе театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры, являясь одной из разновидностей сюжетно-ролевой игры, занимают важное место в жизни дошкольников. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А также создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности, учит детей взаимодействовать друг
Публикация «Консультация для родителей „Развитие средств общения детей в процессе театрализованных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру {строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
«Угадай, кто я».
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .
«Изобрази пословицу».
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и норм в общении.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
«Покажи сценку».
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
«Передача чувств».
Цель: развивать понимание настроения других, развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Ведущий демонстрирует способы невербального поощрения, порицания или наказания. Дети повторяют и отгадывают: Погладить по голове, похлопать по плечу, покачать головой, погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй, прижать к себе, потрепать ласково волосы.
«Встреча сказочных героев».
Цель: описать свои ощущения в новой роли, формировать адекватную самооценку, помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера.
Педагог играет роль волшебника, подбирая каждому ребёнку образ сказочного персонажа, который обладает личностными особенностями, противоположными характеру ребёнка. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает; ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя. Каждому герою волшебник даёт по «пять жизней» (фишки, которых он лишается, если изменит свой поведение). Далее детям предлагается придумать сказку для своих героев и разыграть её.
«Телефон».
Цель: развивать творческое воображение, формировать коммуникативные навыки.
Приглашаем двух человек, которым даётся по телефону предлагается ситуация и тема для разговора.
• Поздравить с днём рождения и напросится в гости
• Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр
• Вам купили новые игрушки, и вы приглашаете друга поиграть
• Вас обидели, а друг вас утешает
• Ваш друг отнял любимую игрушку, а теперь извиняется
«Лесное телевидение».
Цель: развивать творческую инициативу, фантазию, навыки импровизации; воспитывать коммуникативные качества.
Ребёнок в костюме сороки берёт интервью у лесных обитателей. Дети по желанию выбирают себе роль животного, одевают элементы костюмов, придумывают небольшой рассказ о новостях из их лесной жизни.
«Скульптор»
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
«День рождения».
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т. п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фломастер и даже «живой» кот.
«Внимательные матрешки».
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.