Анастасия Бузина
Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
на тему: Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения…
Публикация «Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – использование речи как средства общения. Цель общения заключается в поддержании социальных контактов и обмене информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетической, лексикой, грамматического строя, и в конечном итоге – к освоению связной диалогической речи.
Важнейшее значение особенности состоит в том, что ребенок узнает об взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике.
В дошкольном возрасте с 4-х лет продолжается развитие и общение со сверстниками возникает внеситуативно-познавательная форма общения, становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Ребенок оценивает себя при общении с другими детьми. В общении с ребенком большое значение имеют убеждение, объяснения, доводы. Получает максимально содержательную информацию, которая становится основным коммуникативным средством речи.
Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического развития микроклимата.
Педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.
Педагог в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
В младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. В процессе общения недопустимы молчаливое рассматривание предметов, поэтому воспитатель вовлекает детей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей.
К 5-6 годам ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении различных навыков и самостоятельности, появляется форма внеситуативно-личностная, главным мотивом становится «личность». В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Детям нужно знать, как нужно делать, как поступать правильно.
В средней и старших группах дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире.
В общении дошкольника со сверстником можно наблюдать одну из особенностей, которая состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.
Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач:
- управление действиями партнера;
- контроль за их выполнениями;
- оценка конкретных поведенческих актов;
- совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой.
Специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п.
Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств, остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Речь — это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существование человеческого общества.
Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.
В группах следует создавать благоприятную атмосферу, стимулирующую общение детей друг с другом. Необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию диалогическое речи в повседневном общении :
- планировать темы разговоров, бесед, обогащать среду для проигрывания сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, основными задачами педагога и родителей являются:
- научить ребенка слушать взрослого повторять за ним и отвечать на вопросы.
- Привлечение родителей к процессу формирования диалогической речи дошкольников.
Таким образом, дети в процессе игровой ситуации не только учатся, но и учат.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2013. - 159 с. 3, с. 87
2. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева. - М. : Академия, 2013. – 464 с.
3. Абрамова Т. В. Диалогическое единство «просьба - реакция» // Межвузовские сборники научных трудов под редакцией доктора филологических наук, профессора В. Б. Кашкина (Воронеж, 2013. - 123 с.
Автор: Бузина Анастасия Александровна