Приложение МААМ

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Анастасия Бузина
Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

на тему: Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения…

Публикация «Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения» размещена в разделах

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – использование речи как средства общения. Цель общения заключается в поддержании социальных контактов и обмене информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетической, лексикой, грамматического строя, и в конечном итоге – к освоению связной диалогической речи.

Важнейшее значение особенности состоит в том, что ребенок узнает об взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике.

В дошкольном возрасте с 4-х лет продолжается развитие и общение со сверстниками возникает внеситуативно-познавательная форма общения, становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Ребенок оценивает себя при общении с другими детьми. В общении с ребенком большое значение имеют убеждение, объяснения, доводы. Получает максимально содержательную информацию, которая становится основным коммуникативным средством речи.

Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического развития микроклимата.

Педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.

Педагог в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

В младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. В процессе общения недопустимы молчаливое рассматривание предметов, поэтому воспитатель вовлекает детей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей.

К 5-6 годам ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении различных навыков и самостоятельности, появляется форма внеситуативно-личностная, главным мотивом становится «личность». В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Детям нужно знать, как нужно делать, как поступать правильно.

В средней и старших группах дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире.

В общении дошкольника со сверстником можно наблюдать одну из особенностей, которая состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.

Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач:

- управление действиями партнера;

- контроль за их выполнениями;

- оценка конкретных поведенческих актов;

- совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой.

Специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п.

Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств, остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Речь — это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существование человеческого общества.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.

В группах следует создавать благоприятную атмосферу, стимулирующую общение детей друг с другом. Необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию диалогическое речи в повседневном общении :

- планировать темы разговоров, бесед, обогащать среду для проигрывания сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, основными задачами педагога и родителей являются:

- научить ребенка слушать взрослого повторять за ним и отвечать на вопросы.

- Привлечение родителей к процессу формирования диалогической речи дошкольников.

Таким образом, дети в процессе игровой ситуации не только учатся, но и учат.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2013. - 159 с. 3, с. 87

2. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева. - М. : Академия, 2013. – 464 с.

3. Абрамова Т. В. Диалогическое единство «просьба - реакция» // Межвузовские сборники научных трудов под редакцией доктора филологических наук, профессора В. Б. Кашкина (Воронеж, 2013. - 123 с.

Автор: Бузина Анастасия Александровна

Публикации по теме:

Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин Задача педагога-учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять.

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Цель и задачи развития диалогической речи детей Основная цель работы по развитию диалогической.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Развитие речи дошкольников в процессе экономического воспитания Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем.

Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности Одним из основных направлений работы дошкольной образовательной организации является формирование у детей диалогической речи как способности.

Обобщение опыта работы на творческой площадке «Развитие диалогической речи у детей младших дошкольников» 1. Семененко Юлия Андреевна окончила Орский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование». Опыт работы воспитателем 10лет.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия.

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников» Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним,.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. (часть 1) ВведениеОбщение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основными функциями общения являются: • организация совместной.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (часть 2) III. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 21:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бузина (УИ 1936495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД