Кисляк Наталья
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д.
Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. И тут нам на помощь придут дидактические игры.
В дидактической игре происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и умение выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. На уровне дошкольного обучения основой дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Дидактическая игра «Шнуровка»
Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.
Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т. д.) с дырочками и шнурок.
Ход игры : Родитель показывает шаблон. Посмотри, Ваня, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотри, какая получилась ровная дорожка. Можно в качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.
Дидактическая игра «Соберем пирамидку»
Цель: формирование у детей умения собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца, находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры : Родитель показывает ребенку пирамидку, они рассматривают её. Затем родитель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать ребенку.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: закрепление у детей умения подбирать предметы по цвету.
Материал: у ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.
Ход игры : Родитель раздает ребенку карточку и кубики. Показывает и рассказывает ребенку: «Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать ребенку. В конце игры спрашивает у ребенка какого цвета у него кубики.
Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»
Цель: формирование у детей умения группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.
Материал: по 5 больших и маленьких кубиков красного цвета, синего, зеленого, желтого цвета.
Ход игры : Родитель показывает ребенку пять больших и пять маленьких кубиков одного из четырех цвета. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его ребенку: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малыша на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем родитель показывает ребенку, как можно группировать предметы.
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Ход игры : Родитель показывает помидор, яблоко, апельсин или их муляжи. И спрашивает у ребенка, что у меня в руке? Ребенок должен узнать и назвать. Родитель помогает ребенку описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.